Найден суперген социального поведения муравьёв

Набор из 600 генов в одной из хромосом муравьёв определяет, одна или множество королев будет в колонии

Учёные из Университета королевы Марии в Лондоне нашли у огненного импортного красного муравья (Solenopsis invicta) хромосому, которая определяет социальное поведение и, в частности, почему в некоторых колониях есть несколько или даже сотни королев. Статья об этом опубликована в журнале Nature.

Выяснилось, что в одной из хромосом есть суперген – набор из более чем 600 генов – который может иметь два варианта. Эти версии, названные B и b, различаются по структуре, но функционируют подобно человеческим хромосомам X и Y, определяющим пол. Если рабочие муравьи в колонии несут только вариант B, они примут только одну королеву BB, а если ещё и b – то множество королев Bb.

«Это было очень необычным открытием: подобные различия в структуре хромосом связаны рисунками на крыльях бабочек и предрасположенностью человека к раку, но впервые найден суперген, определяющий социальное поведение», – заявил один из авторов статьи Янник Вурм (Yannick Wurm).

Поскольку этот красный муравей – один из самых инвазивных и ядовитых в мире, учёные сразу подумали, как использовать это открытие для ограничения численности вида. Например, можно найти такой пестицид, который деактивировал бы «суперген», и тогда колония погружалась бы в анархию.

Источник: www.qmul.ac.uk