Объяснены причины «восстаний» в муравейниках

Муравьи-рабы могут подрывать существование своих хозяев, помогая родственникам жить на воле

Существуют муравьи, которых другие виды муравьёв держат в своих жилищах на рабских правах. Более того, они вредят своим угнетателям, проводя акты саботажа. Впервые подобные «восстания муравьёв» наблюдала Сюзанна Фойтцик (Susanne Foitzik) из Майнцского университета Иоганна Гутенберга в 2009 году.

Теперь становится ясно, что такое поведение широко распространено. Уже в трёх популяциях – в американских штатах Западная Виргиния, Нью-Йорк и Огайо – зафиксировано, что муравьи Temnothorax longispinosus убивали рабовладельцев вида Protomognathus americanus. В результате «восстаний» оставались в живых только 45 % потомства паразитов. Такие события увеличивают шансы родственников рабов на выживание.

В паразитических отношениях живёт больше половины животных на планете. Protomognathus americanus – с точки зрения эволюции старый социальный паразит, полностью зависящий от других муравьёв. Однако их подчинённые обеспечивают существование хозяев и защищают их личинки, но только до определённого предела.

«Поначалу рабы не могут понять, что личинки принадлежать другому виду», – объясняет Фоитцик. В результате 95 % личинок выживают. Однако всё меняется, когда они окукливаются. «Куколки, которые уже выглядят, как муравьи, дают химические сигналы на их кутикулы, которые можно обнаружить. Нам удалось показать, что значительная доля куколок рабовладельцев уничтожается рабами», – сообщила исследователь. Куколки либо перестают обслуживать, либо атакуют и разрывают.

В Западной Виргинии выжили только 27 % куколок, в Нью-Йорке – 49 %, в Огайо – 58 %. В норме же выживаемость куколок этого вида составляет 85 %. «Рабы напрямую не получают выгоды от убийства, потому что сами не размножаются», – добавила Фойтцик. Но таким образом они помогают своим родственникам в соседних гнёздах, увеличивая их шансы на жизнь: у ослабленной колонии рабовладельцев остаётся мало сил на новые захваты.

Различия в популяциях разных регионов можно объяснить через теорию географической мозаики. Согласно этой точке зрения популяции подвергаются различному селекционному давлению, и поскольку в результате мутаций развиваются разные атакующие или оборонительные черты, в разных географических регионах эволюция идёт в разных направлениях. Так, в Западной Виргинии соседние колонии чаще приходятся близкородственными рабам, и поэтому они последние агрессивнее разрушают личинки хозяев.

зоопсихология муравьи социобиология