Доказано, что животные умеют фокусировать обоняние

Эксперименты с крысами показали, что животные обладают способностью тонко настраивать обоняние на распознавание определённого запаха, по

Животные умеют тонко настраивать обоняние, как человек фокусирует взгляд. Это доказали исследователи из Чикагского университета, опубликовавшие статью в журнале Journal of Neuroscience.

В принципе, гипотезы об этом существовали давно, но точный механизм такой фокусировки не был известен. Теперь учёные доказали, что нос может играть роль газового хроматографа, по-разному абсорбируя вещества в зависимости от их способности взаимодействовать со слизью на рецепторах.

Другое открытие состоит в том, что изменение потока воздуха с запахом меняет то, какие ароматы нос прежде всего определяет. В разных частях носа потоки воздуха имеют разный характер, и типы рецепторов там тоже различаются. Предполагалось, что животные могут менять направленность и силу потока воздушного потока, чтобы вычленять определённые запахи, фокусируясь на важных в данный момент.

Это было подтверждено экспериментально. Группа учёных из Чикагского университета под руководством чилийца Даниэля Рохаса-Либано (Daniel Rojas-Líbano) научила лабораторных крыс за вознаграждение в виде сахара правильно определять запах. К мышцам диафрагмы животных подсоединили электроды, которые измеряли силу вдоха.

Крысы вполне успешно различали запахи в самых сложных сочетаниях. Но они учились различать запахи с высокими показателями абсорбции гораздо быстрее прочих.

В зависимости от того, какой запах надо было определить, крысы также по-разному вдыхали: для определения запаха с низким показателем абсорбции надо дышать дольше. «Воздух двигался по носу медленнее и достигал тех частей эпителия, которые лучше схватывают запахи с низкой абсорбцией», – пояснил соавтор статьи Лесли Кей (Leslie Kay).

«Думаю, что одним из самых интересных аспектов экспериментов является разница в трудности определения разных компонентов одной и той же смеси веществ, – считает Рохас-Либано. –  Если бы оно было основано только на взаимодействии молекул и рецептора (как люди часто полагают), у разных групп крыс [контрольной и опытной] были бы схожие показатели. Но физические свойства запахов имеют большое значение, равно как и способ осуществления вдоха».

Источник: news.uchicago.edu