Выживают преимущественно животные с большим мозгом

Вероятность вымирания можно предсказать по соотношению размеров тела и мозга

Согласно анализу, представленному на этой неделе на встрече специалистов по охране природы, шансы на вымирание в меняющемся мире ниже у животных с большим мозгом, поскольку уровень «интеллекта» может помочь им адаптировать своё поведение к новым условиям. Открытие имеет большие перспективы в смысле определения приоритетов в дальнейших исследованиях по сохранению исчезающих видов.

По словам студента-биолога Эрика Абельсона (Eric Abelson) из Стэнфордского университета, у всех млекопитающих соотношение размера мозга относительно размера тело довольно предсказуемо. «По мере того как растёт тело, растёт и мозг, однако несколько медленнее», — говорит он. Нанесение на график размера мозга по сравнению с размером тела даёт аккуратную кривую. Как правило, чем больше значение этого отношения, тем умнее животное.

Абельсон рассмотрел значения отклонений от кривой и связал их с судьбами двух групп млекопитающих — древних и современных. В состав палеогруппы входили 229 видов отряда плотоядных, живших в последние 40 миллионов лет, приблизительно половина которых уже вымерла. Современная группа состояла из 147 видов североамериканских млекопитающих. Анализ каждой группы привёл к похожим результатам: виды, чей вес составлял менее 10 килограммов и представители которых обладали крупным для размеров их тел мозгом, реже вымирали или заносились в «красные книги».

Для видов весом более 10 килограммов преимущество большого мозга могло нивелироваться недостатком в виде значительного размера тела. Крупные животные склонны к более позднему размножению, производят на свет меньше потомства, требуют бОльших ресурсов и более обширных территорий, а также привлекают внимание людей либо в качестве пищи, либо в качестве хищников.

Однако будущее, вероятно, за мелкими животными с большим мозгом – например, грызунами. Такие животные чаще плодятся, оказавшись в новой среде обитания, и работа Абельсона позволяет предположить, что они бы обошли своих более крупных сородичей и в способности адаптироваться к изменениям привычной среды. По словам Абельсона, подобная поведенческая гибкость сообразительных животных могла бы помочь им продержаться до тех пор, пока к изменениям среды не приспособился бы и более медленный процесс генетических изменений.

Другие попытки изучить связи между конкретными характерными особенностями и риском вымирания показывали, что последний обусловлен различиями в размере тела, рационе питания, плотности популяции, ореолах обитания, продолжительности жизни и скорости развития. Эколог Вальтер Йетц (Walter Jetz) считает, что анализ риска вымирания, основанный на множестве характерных особенностей, будет гораздо обоснованнее и точнее, чем прогнозы, учитывающие только отдельные черты. По мнению Йетца, при проведении таких анализов необходимо учитывать и изменения климата, и другие перемены в окружающей среде.

Источник: Эмма Маррис (Emma Marris), Nature.com