Как животные выражают боль?

Многие животные, как и люди, способны выражать боль мимикой, свидетельствуют результаты нескольких исследований

Кролики способны выражать боль мимикой – об этом свидетельствует недавнее исследование британских учёных, проведённое по ранее опробованной на других грызунах методике, пишут корреспонденты электронной версии журнала Nature.

Проблема определения боли у животных волнует многих учёных: и ветеринарных врачей, и сельскохозяйственных специалистов, и вообще биологов, которые так или иначе используют братьев наших меньших в экспериментальных целях. В основном люди основываются на субъективных суждениях о поведении животного во время или после той или иной процедуры: как оно двигается, теряет ли вес, активно или не очень потребляет пищу и воду.

Однако в 2010 году появилась первая научная методика определения боли, разработанная канадским генетиком Джефри Моджилом (Jeffrey Mogil) для мышей. Она основывается на оценке пяти основных мимических движений: сужение глаз, раздувание щёк, ноздрей, подёргивания усов и ушей. По каждому из этих параметров выставляются баллы от нуля до двух, а затем суммируются.

Данный подход, по словам самого Моджила, на удивление быстро прижился у ветеринаров, которые стали применять его для оценки послеоперационной болезненности четвероногих пациентов. Мэтью Лич (Matthew Leach), специалист по защите прав животных из британского университета Ньюкасла, решил провести аналогичные исследования с кроликами, чтобы определить, насколько болезненна для них перфорация ушей – издавна используемая процедура метки.

Методика практически повторяет опробованную ранее на мышах и крысах, с одним отличием: поскольку ухо является «рабочим» органом, его оценка не применяется, и высший суммарный показатель боли составляет 8, а не 10.

В результате экспериментов выяснилось, что при обычном пробивании ушей кролики испытывают болевые ощущения, в среднем соответствующие уровню 4. Однако при введении местной анестезии этот показатель сокращается до 2. Попутный замер кровяного давления и частоты сердечных сокращений продемонстрировал, что даже два балла – весьма существенная разница, утверждает Лич.

В настоящее время он и его коллеги работают над созданием подобных мимических шкал для макак-резусов, а также – совместно с другими исследовательскими группами – для лошадей, свиней и овец.

«Мимические шкалы сыграли весьма существенную роль. Я думаю, они дали людям определённый пробуждающий сигнал относительно их способности определять боль у зверей», – говорит глава отделения подопытных животных британской благотворительной организации «Королевское общество профилактики жестокого обращения с животными» Пенни Хокинс (Penny Hawkins). По её словам, раз боль идентифицируема, то можно найти и методы борьбы с ней – как прямые, вроде местной анестезии, так и косвенные – например, создание в клетках и загонах обстановки, уменьшающей дискомфорт.