Официально:

Андрей Николаевич Туполев. 29 октября (10 ноября) 1888 – 23 декабря 1972. Российский и советский авиаконструктор, академик АН СССР. Герой труда, трижды Герой социалистического труда, Лауреат Ленинской, 4 Сталинских и Государственной премии.

 

Неофициально:

 

1. Он руководил проектированием больше, чем сотни самолетов, 70 из которых выпускались серийно. Каждый знает гордые буквы АНТ и Ту – оба сокращения означают крылатые машины Андрея Николаевича Туполева.

 

2. Будущий авиаконструктор родился в сельце Пустомазово Тверской губернии в семье провинциального нотариуса и закончил гимназию в Твери.

 

3. Точные науки и техника влекли Туполева с детства. Он не противился – поступил в Императорское техническое училище, известное при советской власти, как МВТУ. Там он сразу записался в воздухоплавательный кружок к профессору Николаю Егоровичу Жуковскому и на всю жизнь заболел авиацией.

 

4. В 1911 году студента Туполева арестовали за участие в сходках и распространении листовок. Вскоре его выпустили, но исключили из Училища на неопределенный срок. Неопределенный срок закончился в 1914 году.

 

5. Годом позже способного студента пригласили заведовать гидропланным отделом самолетостроительного завода компании «Дукс».

 

6. В 1917 году Туполева назначили начальником расчетного отдела бюро управления Военно-воздушного флота. Он продолжал сотрудничать с Жуковским и стал его ближайшим учеником и помощником.

 

7. Позже Туполев щедро отблагодарит учителя: перенесет созданный ими вместе Центральный Аэрогидродинамический институт из Москвы в Подмосковье, лично подберет для него место поблизости от Ильинского, где была тогда туполевская дача, а город, возникший вокруг института, назовет именем отца русской авиации – Жуковский.

 

8. Это сейчас для нас очевидно, что самолеты должны быть металлические, но легкие, то есть не стальные, а дюралюминиевые. А в начале 20-годов прошлого века это были революционные мысли. И эту революцию в отечественном самолетостроении устроил Туполев.

 

9. Туполев возглавил конструкторское бюро по цельнометаллическому самолетостроению, организовал производство первого советского авиационного сплава – кольчугалюминия. И построил все свои знаменитые АНТы – на них совершены все великие перелеты 30-х годов.

 

10. В 1934 году Туполев создал самый большой самолет в мире – восьмимоторный  АНТ-20 «Максим Горький». Его можно было использовать в качестве агитационного, пассажирского, транспортного самолета и  бомбовоза, он мог служить передвижным штабом для высших структур власти. Но не послужил: разбился во время демонстрационного полета 18 мая 1935 года, когда истребитель И-5 начал совершать вокруг него петлю Нестерова. Петля оказалась воистину мертвой – самолеты столкнулись. Гибель своего детища Туполев переживал, как смерть собственного ребенка.

 

11. В тот же год, когда Чкалов с экипажем совершил на АНТ-25 легендарный перелет через Северный полюс, Туполева обвинили в шпионаже и арестовали прямо в рабочем кабинете.

 

12. К счастью,  авиаконструктора не расстреляли, а использовали рачительно: организовали специальное конструкторское бюро, которое впоследствии назвали «Туполевской шарагой». Когда Туполеву, уже отсидевшему год в Бутырке, предложили  возглавить  коллектив в так называемом ЦКБ-29 НКВД, он не дал согласия, прежде чем убедился: его жена на свободе и дети с ней.

 

13. После ареста Туполева НКВД начал распространять слухи о том, что новый истребитель Мессершмитта сделан по чертежам Туполева. В 1940 году «Мессершмитт-110» демонстрировали в Москве, и на Центральный аэродром привезли из «шараги» Туполева. Не стесняясь присутствием больших чинов из НКВД, Туполев съязвил: «Ну наконец-то я увидел свой самолет».

 

14. В «Туполевской шараге» Андрей Николаевич создал фронтовой бомбардировщик Ту-2 – заключенные соратники Туполева прозвали его «Верочка», намекая на веру в скорое освобождение. Их и освободили – вскоре после начала Великой Отечественной войны.

 

15. Туполев пошутил с этим самолетом еще раз – он сначала назвал его АНТ-58: Туполева осудили по печально памятной пятьдесят восьмой статье.

 

16. В 1955 году Туполева реабилитировали – и снова знаменательное совпадение: в этом году как раз начал летать первый советский реактивный пассажирский самолет Ту-104. Создавался он невиданными в авиации темпами – к его проектированию только приступили в 1954 году. А все потому, что хитрый Андрей Николаевич не стал строить самолет заново, а всего лишь трансформировал под пассажирский лайнер бомбардировщик Ту-16.

 

17. В 1968 году был взят новый рубеж: состоялся первый демонстрационный полет первого и не только в нашей стране, но и в мире сверхзвукового пассажирского лайнера Ту-144. Прототип франко-британского «Конкорда» начнут испытывать через два месяца. А между ними был еще Ту-95 – первый носитель атомной бомбы.

           

18. Соратники вспоминают, что Андрей Николаевич Туполев был независимым и решительным человеком. Как-то ему категорически приказали поднять в воздух новый самолет к очередному съезду партии. Туполев предложил перенести съезд. А когда ему отказали, и комиссия все же явилась аэродром, ее взору предстали два вертолета, державшие в воздухе корпус самолета.

 

19. Учениками Туполева гордо называли себя известные авиационные конструкторы и учёные: В.М.Петляков, П.О.Сухой, В.М.Мясищев, М.Л.Миль, С.А.Лавочкин и его собственный сын А.А.Туполев.

 

20. В 1973 году, после кончины Туполева его имя присвоили Казанскому авиационному институту. Теперь это Казанский государственный технический университет имени А.Н.Туполева.

 

21. Там же, в Казани Туполеву поставили два памятника. Еще один стоит в Кимрах – в ближайшем к месту его рождения городе.