Иркутские и японские археологи совместно изучают древнюю металлургию

Специалисты из Страны восходящего солнца полагают, что гунны в период своего расцвета могли получать металл из Прибайкалья

Археологи из университетов Японии посетили лабораторию «Археология, палеоэкология и системы жизнедеятельности народов Северной Азии» Иркутского государственного технического университета. Визит организован в рамках совместного гранта «Древняя металлургия Северо-Восточной Азии».

Учёные, объединенные интересом к древним металлургическим производствам, тесно сотрудничают уже более двух лет. Так, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Археология, палеоэкология и системы жизнедеятельности народов Северной Азии» НИ ИрГТУ профессор Артур Харинский изучает возникновение металлургии, распространение железа и кузнечных технологий в Байкальском регионе и Восточной Азии. Летом прошлого года он побывал в японском университете Хоккайдо и музее префектуры Ивате на северо-востоке острова Хонсю. Археолог провёл сопоставительный анализ материалов, найденных в северной части Японии (район Хоккайдо) и полученных во время раскопок металлургического центра «Курма-28» в районе деревни Курма (Ольхонский район, Иркутская область) летом 2011 года. Исследование позволило археологам сделать ряд интересных выводов о жизни народов, населяющих эти регионы, их культурных обменах.

А Исао Усуки из университета Хоккайдо в течение нескольких лет работал в Монголии, изучая металлургию Хуннского периода (с 3 века до нашей эры до 3 века нашей эры). В ту эпоху была создана первая крупная держава кочевников, ставшая гегемоном в Южной Сибири и Северном Китае. Но, по словам Артура Харинского, в Монголии до сих пор не могут найти центры, где её жители производили металл. Напрашивается вывод о том, что гунны импортировали металлические изделия из других регионов – в том числе, возможно, и со стороны Прибайкалья.

Помимо металлургии, археологов из Японии интересуют и другие вопросы, связанные с изучением жизни людей, населявших эти места 10-12 тысяч лет назад. Сотрудники японских университетов планируют ознакомиться с коллекцией образцов керамических и каменных изделий, собранных в лаборатории ИрГТУ, а также совершить поездку на остров Ольхон на Байкале.

Источник: www.istu.edu