Уже в неолите люди сдабривали пищу специями

Разнообразные приправы были в ходу ещё до того, как завершился переход от охоты и собирательства к земледелию, свидетельствуют новые данные британских учёных

Уже шесть тысяч лет назад люди знали толк в пищевых приправах, несмотря даже на то, что в это время в Европе ещё не было широко распространено земледелие. Такие выводы сделали британские биоархеологи, изучавшие артефакты с неолитических стоянок Дании и Северной Германии.

Из-за быстрого разложения растительных тканей учёным обычно бывает нелегко судить о том, что именно, помимо мяса, употребляли в пищу наши предки. Однако в клетках зелёных организмов из двуокиси кремния вызревают особые структуры, называемые фитолитами, которые, как и всякие минералы, остаются в земле гораздо дольше. Размер, форма и текстуры фитолитов варьируются в зависимости от вида растений. И поскольку первобытные люди мыли посуду не так часто и тщательно, как мы, ничто не мешало этим кремнистым осадкам накапливаться на её внутренней поверхности. Проведя химический анализ и осмотр под микроскопом черепков, извлечённых на местах раскопок, Хэйли Сол (Hayley Saul) и её коллеги из Йоркского университета определили, что жители побережья Датских проливов приправляли своё аппетитное варево из рыб и двустворчатых моллюсков так называемым чесночником (Alliaria petiolata) – эта дикорастущая травка распространена повсеместно в умеренных и субтропических районах Евразии.

По мнению других учёных, комментировавших данное исследование, это наиболее раннее свидетельство применения специй в Европе.

палеоботаника питание пряности раскопки