Нанотехнологи нашли источник вдохновения в эпохе фараонов

Так называемая египетская синь – один из первых в истории искусственных красителей – может расщепляться на листы толщиной в нанометры, выяснили американские химики

Светло-синий пигмент, известный человечеству в течение примерно пяти тысяч лет, дал современным учёным неожиданную подсказку в работе над наноматериалами, которые, в частности, могут быть применены в передовых медицинских приборах, сообщает Американское химическое сообщество (ACS).

Египетская синь – силикат меди и кальция – считается едва ли не первым известным искусственным красителем. В древности его активно применяли не только в Египте, но и во всём средиземноморском мире для украшения гробниц, статуй, посуды и других предметов. В частности, с использованием этого пигмента созданы фреска «Пруд в саду» в усыпальнице писца и учётчика зерна Небамуна в египетских Фивах или статуя богини-вестницы Ириды в греческом Парфеноне.

Изучая керамические изделия тех же эпох, химики из университета штата Джорджия под руководством Тины Салгеро (Tina Salguero) с удивлением обнаружили, что застывшая египетская синь способна расслаиваться на мелкие листы в несколько тысяч раз тоньше человеческого волоса. Более того, эти чешуйки испускают инфракрасное излучение, применяемое в медицинских приборах для диагностики, пультах дистанционного управления разной электроникой или автомобильными замками, приборах для чтения «невидимых чернил» и прочих телекоммуникационных устройствах.

«Таким образом, мы можем придумать новые применения этому древнему материалу, основываясь на современных химико-технологических приёмах», – говорится в пресс-релизе ACS.

Источник: portal.acs.org, chronicles.franklin.uga.edu