Советский психолог, философ и педагог Алексей Николаевич Леонтьев свою научную деятельность посвятил общей психологии, методологии психологического исследования и основал теорию деятельности, опираясь на труды К. Маркса и Л. Выготского. Он изучал память, внимание, личность, развитие психики в процессе эволюции. Леонтьев стал первым деканом факультета психологии МГУ, почетным доктором Парижского и Будапештского университетов, почетным членом Венгерской академии наук, лауреатом медали К.Д. Ушинского, Ленинской премии, Ломоносовской премии I степени. Родился Алексей Николаевич 18 февраля 1903 года.

Алексей Николаевич – создатель «теории деятельности», которая стала научной системой психологии. В ее основе лежит изучение деятельности человека и ее взаимосвязь с сознанием. Согласно теории, деятельность – это действия, которые направлены на достижение цели. Именно деятельность определяет сознание и формирует психику, позволяя проявиться в труде. Деятельность не отвечает на внешние раздражители, а находится под контролем сознания. Положения о том, что деятельность определяет сознание и контролируется им, противоречивы. Но это устраняется за счет тезиса, что сознание и деятельность как единое целое и неотделимы друг от друга. На основе этой теории Леонтьев и Рубинштейн пытались изучать мысли, чувства и идеи человека. Но все исследования несли идеологический характер советской психологии и велись через призму коммунизма.

В течение всей жизни Леонтьев работал над культурно-исторической теорией, и теория деятельности была частью этой работы. В основе главного исследования Алексея Николаевича лежат труды Л.С. Выготского. Идея культурно-исторической психологии в том, что психика человека делится на два уровня. Первый уровень сформировался в процессе естественной эволюции, он же низший и «животный». Второй сформировался в течение всей истории культурной жизни человека, его называют высшим.

Учитывая советскую идеологию, стоит отметить, что тогда был важным следующий тезис: человека создали труд и речь. Интерес к речи проявлял Выготский, считая, что за контроль реакции отвечает знак, опосредованный стимул, возникающий в ответ на внешнее раздражение, но еще не являющийся реакцией. Влияние труда как компонент «очеловечивания» изучал А.Н. Леонтьев. Он смотрел, как реальность отражается в процессе деятельности.

А.Н. Леонтьев на лекции

А.Н. Леонтьев на лекции

Источник: rsrub.ru

Подход А.Н. Леонтьева строился на том, что психическая деятельность появляется в процессе интериоризации внешней деятельности, т.е. усвоения социального опыта, формирование психики с помощью общественной деятельности. Отсюда вытекает следствие, что человек одновременно управляет и практической и психологической деятельностью, постигая закономерности изнутри и снаружи. Так происходит формирование внутренних структур психики, которые затем выливаются во внешние действия. Процесс перехода «внутреннего во внешнее» называют экстериоризацией. В теории деятельности принцип «интериоризации-экстериоризации» выступает одним из основных. Исследования А.Н. Леонтьева описаны в книге «Развитие памяти».

Помимо вопросов психологии личности Леонтьев занимался педагогикой, зоопсихологией и восстановлением движений. Также в книге «Проблемы развития психики» предложил три стадии развития психики: элементарную сенсорную психику, перцептивную психику и стадию интеллекта. Дал критерии для анализа психики и человеческого сознания. Под его руководством Харьковская психологическая группа вела исследования детского развития, роли игры и саморегуляции.

Алексей Николаевич был доктором педагогических наук, действительным членом АПН РСФСР, первым деканом факультета психологии Московского государственного университета, лауреатом медали К. Д. Ушинского, Ленинской премии, Ломоносовской премии I степени, почётным доктором Парижского и Будапештского университетов, а также почётным членом Венгерской АН. Ушел из жизни А.Н. Леонтьев 21 января 1979 года.

Фото на главной странице: nacion.ru

Фото на странице: psyjournals.ru