Повреждение пор в клеточной мембране вызывает амиотический боковой склероз

Мутация гена C9orf72 взывает деградацию пор в мембранах клеток, из-за чего люди заболевают боковым амитрофическим склерозом (БАС).

Сразу несколько исследовательских групп из США нашли объяснение одного из вариантов бокового амитрофического склероза (БАС), вызванного мутацией гена C9orf72. Ученые сделали вывод, что болезнь происходит из-за мутации пор в мембране клетки, отделяющей ядро и цитоплазму. В результате важные молекулы не могут проникнуть и возникает губительная для клетки пробка. Об этом сообщает Science со ссылкой на несколько статей в Nature (здесь, здесь, здесь).

Причины БАС, то есть разрушение двигательных нейронов в мозге и спинном мозге, до сих пор неизвестны. В одном случае эта болезнь связана с мутацией гена C9orf72, где наблюдаются множественные повторы нуклеотидов, GGGGCC. Группы, которые изучали этот случай, работали независимо друг от друга, опирались на разные гипотезы и схемы экспериментов. Тем удивительнее, что они пришли к одному выводу — следует налаживать трафик через поврежденные ядерные поры. Это позволит выработать новую стратегию лечения некоторых случаев БАС и лобно-височной деменции (ЛВД), еще одного нейродегенеративного заболевания, вызванного мутацией C9orf72.

В исследовании проблемы принимали участие три научные группы: нейрологи Джефф Ротштайн (Jeff
Rothstein) и Том Ллойд (Tom Lloyd) из университета Джона Хопкинса, группа под руководством Аарона Гитлера (Aaron Gitler) из Стендфордского университета, группа молекулярного биолога Пола Тейлора (Paul Taylor) из Исследовательского детского госпиталя Сент-Джуд в Мемфисе вместе с нейрологом Фен-Вао Гао (Fen-Biao Gao) из медицинской школы Массачусетского университета.

Все три группы уверены, что блокировка ядерной поры — это центральная проблема, вызванная мутацией C9orf72. Учитывая, что ядерная пора может деградировать даже в нормальном возрасте, то ее блокировка и поломка, возможно, играет роль в ряде нейродегенеративных процессов.

Менее 10% случаев АЛС связано с мутацией C9orf72, так что объяснить все остальные случаи заболевания еще предстоит, в том числе, почему эта мутация иногда вместо БАС вызывает ЛВД.

Эксперты считают, что следующим важным этапом исследования должно стать изучение тех случаев БАС и ЛВД, когда мутации неизвестны. Так можно будет увидеть, имеют ли больные люди дефекты в генах, управляющих ядерным транспортом. Возможно, этим займется новая коллаборация, о которой объявлено в этом месяце. Фармацевтическая компания Biogen, ассоциация БАС и медицинский центр Колумбийского университета планируют запустить секвенирование полного генома 1500 людей с наследованными и спорадическими формами заболеваний БАС и ЛВД.

боковой амиотрофический склероз ген c9orf72 генетические мутации