Клещи оказались чемпионами по выживанию

Клещи, обнаруженные в янтаре из Итальянских Альп, обитали на Земле ещё 230 миллионов лет назад

В янтаре, найденном в Доломитовых Альпах на северо-востоке Италии, обнаружены несколько клещей, попавших туда около 230 миллионов лет назад, пишет журнал Science News. Таким образом, эти мелкие паразиты оказались самыми древними из ископаемых членистоногих – и, как считают учёные, меньше всего изменившимися.

По словам руководившего раскопками специалиста нью-йоркского Музея естественной истории Дэвида Гримальди (David Grimaldi), формой своего тела найденные животные чрезвычайно похожи на современных галловых клещей, из-за которых на листьях многих растений возникают своеобразные выпуклости. Жили они в период Триаса, когда ещё не существовало Атлантического океана, по небесам летали птерозавры, большинство растений относилось к папоротникам, а цветковых ещё не существовало. Вершиной эволюции были хвойные, где эти клещи и паразитировали.

Как и у современных родственников, у них сегментированное тело, грызуще-сосущий ротовой аппарат и ноги, покрытые щетинками – организм, «заточенный» на выживаемость. «Динозавры приходили и уходили, а клещи если и изменились, то совсем чуть-чуть»,  – говорит Гримальди.

Его команде пришлось обработать около 70 тысяч капелек и обломков янтаря. Только в трёх содержались образцы древней фауны – три клеща (двое из них принадлежат к ранее неизвестным видам Triasacarus fedelei и Ampezzoa triassica) и фрагменты мухи. При рассмотрении невооружённым глазом клещи покажутся лишь пятнышками, слегка затемняющими прозрачную смолу, но под микроскопом они выглядят почти как живые, сообщают палеонтологи.

Членистоногие – тип, включающий насекомых, ракообразных, паукообразных (сюда относятся клещи) и многоножек – являются наиболее разнообразной группой животных на Земле, составляя примерно половину от общего числа видов.