Южноамериканской экологии повредило вымирание мегафауны

Исчезновение особо крупных животных около 12 тысяч лет назад нарушило баланс и распределение питательных веществ  в бассейне Амазонки

Вымирание мегафауны, случившееся на большей части Земли порядка 12 тысяч лет назад, сильно повредило экологии ряда регионов, в частности Южной Америки, нарушив баланс и распределение питательных веществ в отдалённых районах бассейна Амазонки. То же самое может произойти на нашей планете и в будущем, если продолжится сокращение численности крупных животных вроде слонов и носорогов, заявляет группа учёных из Великобритании и США.

Согласно выстроенной ими математической модели природного комплекса (биоценоза) Амазонии, в которой учитывались животные с массой тела более 44 килограммов, исчезновение самых больших из них привело к сокращению количества фосфора в данном регионе на 98 процентов. Фосфор – второй по распространённости элемент в организме млекопитающих после кальция. Часть его выделяется с мочой и испражнениями, часть поступает в почву при разложении скелетов умерших животных. Оба эти канала поставки имеют большое значение для растений.

Представители мегафауны, в силу больших объёмов потребления ими биомассы и столь же значительных расстояний, преодолеваемых в поисках пищи, когда-то играли ещё более важную роль в повышении плодородия, нежели речной ил, полагает один из соавторов исследования Адам Вулф (Adam Wolf), сотрудник кафедры экологии и эволюционной биологии Принстонского университета. До их вымирания средняя площадь распределения питательных веществ составляла с 61,8 квадратного километра, а среднее расстояние, пройденное одним животным от места кормёжки до места справления нужды – 9,1 км. Это и обусловило наличие плодородных почв далеко за пределами территории, покрываемой речными разливами.

После вымирания те же показатели составляют 4,8 кв. км и 2,1 км соответственно.

«Вывод простой: чем больше животное, тем значительнее его роль в распределении питательных веществ, обогащающих окружающую среду… Мы можем предсказать эффект от дальнейшего вымирания, к которому неуклонно движутся многие современные крупные животные, и смоделировать его возможные последствия на тысячи лет вперёд», – заключает ведущий автор исследования, Кристофер Даути (Christopher Doughty) из Оксфорда.

вымирание математическое моделирование мегафауна палеозоология палеоэкология южная америка