Задолженность по вымиранию Амазонки подлежит оплате

Все те биологические виды, которые вымерли к сегодняшнему дню — лишь вершина айсберга

Опубликованное сегодня в журнале Science исследование предрекает полное вымирание большинству биологических видов, представленных в бразильской Амазонии.

В последние годы вырубка лесов рекордно снизилась, и чуть более 50% тропических лесов Бразилии теперь приобрели статус более или менее охраняемых. Однако их обитателям потребуется время, чтобы восполнить потери. «Вырубка деревьев не приводит к непосредственной гибели птиц. Но они в больших количествах скапливаются в тех местах, где среда обитания уцелела, а уже это приводит к постепенному повышению смертности», — заявляет руководитель исследования эколог Роберт Юэрс (Robert Ewers).

Предыдущие модели воздействия обезлесения на биоразнообразие исходили из предпосылки, что уничтожение леса производится, что называется, одним махом. Однако чаще вырубка происходит рывками, и по мере ее продолжения число биологических видов, которым угрожает уничтожение, возрастает, образуя «задолженность по вымиранию».

«Если вы вырубите участок среды обитания и, прежде чем последствия станут заметны, вырубите ещё больший участок, то получите долг, подлежащий оплате, — поясняет математик Дэниэл Рьюман (Daniel Reuman), который также работал над проектом. — Мы хотели разобраться в том, что со временем происходит не в отдельных, а во множественных случаях. Это поразительно простая модель распространения, которая возымеет значительные последствия».

Так Юэрс, Рьюман и их коллега Оливер Уэрн (Oliver Wearn) открыли формулу, которая соотносит вымирание биологических видов с временными промежутками и масштабами утраты среды обитания. «Она упорядочивает учёт всех этих различных случаев вырубки и грядущего вымирания», поясняет Рьюман. В среднем Бразилия задолжала «беспощадному жнецу» два вида млекопитающих, пять видов птиц и одно земноводное на 2500 квадратных километров.

Далее учёные отработали четыре сценария, охватывающие последующие 40 лет: «замалчивание проблем», (незначительное вмешательство); «упорядочение» (некоторое вмешательство); «сильный» (сокращение вырубки на 80% к 2020 году); «окончание вырубки» к 2020 году. Согласно наиболее вероятному сценарию упорядочения, местные экосистемы в среднем могут утратить 12 биологических видов и обречь на вымирание ещё 19. При наихудшем сценарии местные биологические виды будут близки к полному уничтожению.

Однако Юэрс отмечает, что хотя результаты и представляются мрачными, они же открывают и некоторые возможности. «Мне хочется думать, что люди взглянут на эти данные и, зная источник долга вымирания, смогут сосредоточиться на <…> сохранении биологических видов, которым пока удалось выжить».

Источник: Хелен Томпсон (Helen Thompson), Nature.com