Болезнь Альцгеймера разрушает центры в мозге, ответственные за бодрствование. Это открытие может объяснить, почему болезнь часто вызывает сонливость в дневное время, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Alzheimer's&Dementia.

Проблемы со сном могут предшествовать деменции, в том числе болезни Альцгеймера, иногда десятилетиями. Но новый результат предполагает, что беспорядочный сон - это не только ранний предвестник болезни Альцгеймера. Напротив, проблемы со сном являются «частью болезни», говорит Леа Гринберг - невропатолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско.

Гринберг и его коллеги сосредоточились на стволе головного мозга и расположенной над ним структуре, называемой гипоталамус. Вместе эти части нервной системы ответственны за важнейшие задачи, такие как бодрствование и сосредоточение внимания. Гринберг говорит, что, хотя это важно, ствол мозга и его соседи в значительной степени игнорируются при исследованиях деменции. В частности, исследователи искали доказательства наличия тау - белка, который может образовывать клубки внутри нервных клеток в посмертном мозге людей, умерших от болезни Альцгеймера.

Исследователи обнаружили, что три небольших участка гипоталамуса и ствола головного мозга, которые обычно содержат нервные клетки, не дающие людям спать в течение дня, были заполнены тау. И две из трех областей потеряли более 70 процентов своих нервных клеток или нейронов. Эти области «сильно пострадали, и они пострадали от тау», говорит Гринберг. Это разрушение может быть причиной того, что люди с болезнью Альцгеймера часто чувствуют усталость в течение дня, даже если они спали прошлой ночью.

Эти результаты добавляют доверия к идее, которая существует среди исследователей болезни Альцгеймера, но еще не набрала оборотов, говорит нейробиолог Брайс Мандер из Калифорнийского университета в Ирвине: «Вы видите тау в стволе мозга, и вы замечаете его действительно рано».

Полученные данные могут в корне переориентировать исследования деменции на центры бодрствования и сна в стволе мозга. «Мы не можем продолжать игнорировать ствол мозга, если думаем о деменциях и о том, как они прогрессируют», - говорит Мандер. Более четкое понимание того, как, когда и где происходят первые атаки Альцгеймера на мозг может привести к лучшим способам выявления заболевания на ранней стадии и, в конечном итоге, даже остановить повреждение.

Исследователи обнаружили, что в образцах от здоровых людей и от людей с двумя другими дегенеративными заболеваниями мозга эти индуцирующие бодрствование нейроны выжили. Эти заболевания головного мозга - прогрессирующий надъядерный паралич и кортикобазальная дегенерация - оба включают накопление тау. Исследователи обнаружили, что у людей с этими заболеваниями умерло меньше нейронов, несмотря на то, что они были окружены тау. Это неожиданное открытие «открывает тайну», говорит Мандер: «Почему эти нейроны умирают больше при болезни Альцгеймера, чем при других заболеваниях?».

Текущее исследование включало образцы только от людей с болезнью Альцгеймера поздней стадии. Гринберг начинает более широкое исследование мозговой ткани у людей на разных стадиях болезни Альцгеймера, в надежде точно определить, когда нейроны в этих очагах, способствующих пробуждению, начинают разрушаться.