Россия приступает к сооружению мощнейшего лазерного телескопа

В 2014 году на Алтае будет введён в строй мощнейший оптико-лазерный телескоп для наблюдения за космическими объектами

Специалисты Алтайского оптико-лазерного центра имени Германа Титова приступают к сооружению системы обнаружения космических аппаратов, у которой в мире есть только один аналог, сообщил заместитель генерального конструктора научно-производственной корпорации «Системы прецизионного приборостроения» Евгений Гришин. Телескоп с использованием так называемой адаптивной оптики поступит в распоряжение Роскосмоса и войск воздушно-космической обороны в 2014 году.

В настоящее время на Алтае решаются задачи по оптико-лазерному мониторингу запуска ракет-носителей и орбитальных аппаратов российской космической группировки (в особенности спутников, обеспечивающих работу системы ГЛОНАСС), а также проводятся геофизические исследования в рамках программ Международной службы лазерной дальнометрии (ILRS). Данный район является одним из лучших мест в России по количеству ясных дней в году.

"Мы можем увидеть изображение, посмотреть фотометрию и переменность блеска аппарата. Получаемые данные позволяют определить, вращается ли аппарат на орбите, с какой скоростью, равномерно закручивается или хаотично кувыркается. Всё это помогает конструктору определить, что произошло с космическим объектом, и принять необходимое решение", - сказал Евгений Гришин.

С введением в строй нового телескопа специалисты получат возможность обнаруживать малоразмерные объекты, в том числе метеориты и разный космический мусор, и своевременно предотвращать его столкновения с действующими аппаратами, включая МКС. Кроме того, будет фиксироваться влияние системы Луна-Земля на орбиты навигационных спутников.

Телескоп будет установлен на высоте 650 метров над уровнем моря, его масса составит около 100 тонн, диаметр главного зеркала – 3,12 м, скорость слежения – 3 градуса в секунду, точность наведения – до двух угловых секунд (1 секунда=1/3600 градуса).

"На расстоянии 200 км можно будет получить изображение объекта со спичечный коробок, – сообщил Гришин. – Кроме того система способна получить фотометрический сигнал от объекта размеров в 2-3 см на расстоянии 36 тыс. км".

Единственным аналогом данной системы в настоящее время является американская установка AEOS на Гавайских островах.

Источник: Алексей Сковоронский, ИТАР-ТАСС