Альфа-волны на страже сосредоточенности

Альфа-волны предохраняют мозг от отвлекающей информации, выяснили голландские учёные

Нейробиологи из университета Неймингена (Нидерланды) выяснили, в чём состоит функция так называемых альфа-волн – импульсов торможения и возбуждения мозговой активности с продолжительностью около 100 миллисекунд. По мнению группы исследователей под руководством Матильды Боннефонд (Mathilde Bonnefond) и Оле Йенсена (Ole Jensen), эти волны в определённом смысле стоят на страже сосредоточенности, предохраняя мозг от отвлекающей информации.

Учёными был проведён эксперимент, в ходе которого 18 добровольцам предлагалось выполнить тест на кратковременную память. В течение несколько секунд им демонстрировалось сочетание из четырёх букв, затем другая буква (в качестве сильного раздражителя) или какой-либо символ (слабый раздражитель), а после этого – ещё одна буква, о которой следовало сказать, была она в первоначальном сочетании или нет. Промежутки времени были всегда одинаковыми, так что мозг испытуемых смог выработать реакцию на смену картинки.

Одновременное измерение его активности посредством магнитоэнцефалографии показало, что перед сильным раздражителем появляются альфа-волны более высокой амплитуды, чем перед слабым, то есть мозг тормозится сильнее.

«Между импульсами замедления остаётся «окно», когда мозг всё ещё открыт для возбуждения. Это как приоткрыть дверь, чтобы посмотреть, что происходит снаружи. Таким образом, мы можем фиксировать неожиданные, но важные или опасные события. Однако во избежание отвлечения на нерелевантную информацию лучше сохранять тормозящую активность, когда появляется раздражитель – то есть вовремя «захлопнуть дверь», – делают вывод учёные.

альфа-волны мозг нидерланды обработка данных