Альфа Центавра тоже является «солнцем»

Обнаружена планета в ближайшей к Земле звёздной системе; по массе она относится к планетам земной группы

Европейские астрономы обнаружили планету с массой, близкой к массе Земли, у звезды системы альфа Центавра – ближайшей к Земле, говорится в сообщении на сайте Европейской южной обсерватории (ESO). Это ещё и самая маломассивная из всех экзопланет, обнаруженных у солнцеподобных звёзд. Планета зарегистрирована прибором HARPS на 3,6-метровом телескопе обсерватории ESO Ла-Силья в Чили.

Альфа Центавра – одна их самых ярких звёзд на южном небе. Она входит в ближайшую к Солнцу звёздную систему – расстояние до нее всего 4.3 световых года. Система Альфа Центавра представляет собой тройную звезду: два тела, похожих на Солнце – Альфа Центавра A и B –   вращаются вокруг общего центра тяжести, а Альфа Центавра С, она же Проксима Центавра, несколько удалена от них. С девятнадцатого века астрономы строят предположения о планетах, вращающихся вокруг этих звёзд – возможно, ближайших к нам очагах жизни вне Солнечной системы.

«Наши наблюдения с применением инструмента HARPS, продолжавшиеся более четырёх лет, выявили очень слабый, но реальный сигнал от планеты, вращающейся вокруг альфы Центавра B с периодом 3,2 дня. Это из ряда вон выходящее открытие, сделанное на пределе точности наших методик!» – говорит руководитель исследований Ксавье Дюмюск (Xavier Dumusque), сотрудник Женевской обсерватории в Швейцарии и Астрофизического центра университета Порту в Португалии.

Группа европейских астрономов зарегистрировала планету, измеряя мельчайшие колебания в движении Альфы Центавра B, которые обусловлены гравитационным притяжением вращающейся по орбите планеты. Эффект является поистине микроскопическим — звезда периодически смещается в одну и другую сторону со скоростью, не превышающей 51 сантиметр в секунду (1.8 км/час), что близко к скорости ползущего на четвереньках младенца. Это высочайшая точность, когда-либо достигнутая с этой методикой измерений.

Альфа Центавра B очень похожа на Солнце – лишь немного меньше и чуть менее яркая. Новооткрытая планета, масса которой чуть больше массы Земли, вращается по орбите на расстоянии около шести миллионов километров от материнской звезды, гораздо ближе к ней, чем Меркурий к Солнцу в Солнечной системе. От второго яркого компонента звёздной системы – Альфы Центавра A – планета в сотни раз дальше, однако и  эта звезда, по всей видимости, является весьма ярким объектом на её небе.

Первая экзопланета у солнцеподобной звезды была найдена той же группой исследователей еще в 1995 г. С тех пор было сделано более 800 подтверждённых открытий планет, но большинство из них оказались гораздо больше нашей, многие размером с Юпитер. Одной из самых трудных и интересных задач астрономов сейчас является обнаружение и исследование планет с массой, сравнимой с массой Земли, орбиты которых лежат в пределах «зоны обитания» (там, где может уществовать вода в жидкой фазе) вокруг их материнских звёзд. Теперь первый шаг в этом направлении сделан.

По словам ещё одного участника наблюдений, Стефана Удри (Stéphane Udry) из Женевской Обсерватории, в силу малого диаметра орбиты данной планеты там должно быть слишком жарко для жизни в той форме, в какой знаем её мы. Вместе с тем вполне возможно, что это только одна из нескольких планет системы.

eso альфа центавра астрономические наблюдения внеземная жизнь европейская южная обсерватория планеты