Телескоп ALMA заработал в полную силу

Официальная инаугурация этого беспрецедентного астрономического инструмента состоялась в Чили

В одном из труднодоступных районов Чилийских Анд состоялась церемония официальной инаугурации – вступления в строй – Атакамской Большой миллиметровой/субмиллиметровой решётки (The Atacama Large Millimeter/submillimeter Array – ALMA). Мероприятие знаменует собой завершение строительства всех главных систем этого гигантского телескопа и формальный переход его из стадии строящегося проекта к статусу полноценной действующей обсерватории. ALMA – продукт партнёрства учёных и инженеров Европы, Северной Америки и Восточной Азии, в кооперации с Республикой Чили.

На церемонии открытия присутствовали президент Чили Себастьян Пиньера (Sebastián Piñera), а также дипломаты и главы ответственных за науку министерств и ведомств Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Португалии, США, Франции, Чешской Республики, Швеции, Швейцарии и Японии, представитель Бразилии, главный научный советник президента Европейской комиссии Анна Гловер (Anne Glover).

«Среди многочисленных природных ресурсов Чили – наше великолепное ночное небо. Я полагаю, что за последние годы наука внесла большой и важный вклад в развитие нашей страны. Я горжусь нашим международным сотрудничеством в области астрономии, последним и самым крупным результатом которого является ALMA», – сказал Себастьян Пиньера.

Телескоп создавался при участии Европейской южной обсерватории (ESO), Национальной радиоастрономической обсерватории США и Национальной астрономической обсерватории Японии. ALMA представляет собой массив из 66 антенн-«тарелок» – 54 диаметром по 12 метров и 12 семиметровых, которые могут менять своё положение независимо друг от друга. Сигналы со всех антенн суммируются и обрабатываются специализированным суперкомпьютером – коррелятором.

Наблюдения с первыми приборами этого массива начались ещё в 2011 году. Работая лишь частью решётки, телескоп уже получил изображения космических объектов беспрецедентного качества.

alma европейская южная обсерватория международное сотрудничество радиотелескоп чили