«Беби-бум» во Вселенной начался раньше, чем предполагалось

Вспышки звездообразования в наиболее далёких галактиках, зафиксированных телескопом ALMA, происходили порядка 12 миллиардов лет назад

Наблюдения с телескопом ALMA, полномасштабное функционирование которого началось в эти дни в Чили, показывают, что самые интенсивные всплески звездообразования в космосе происходили гораздо раньше, чем считалось до сих пор. В некоторых галактиках «беби-бум» начался ещё в те времена, когда Вселенной был «всего лишь» миллиард лет.

Считается, что наиболее интенсивные вспышки звездообразования происходили в ранней Вселенной, в массивных ярких галактиках. Эти «галактики со вспышками звездообразования» (англ. starburst galaxies) превращали гигантские запасы космического газа и пыли в новые звёзды с бешеной скоростью, во много сотен раз быстрее, чем это происходит в царственно неторопливых спиральных галактиках, вроде нашего Млечного Пути. Заглядывая на очень большие расстояния в пространстве и наблюдая объекты столь удалённые, что свет от них идёт к нам много миллиардов лет, астрономы могут видеть, что происходило в эти бурные времена молодости Вселенной.

Использовав мощь телескопа ALMA, учёные с удивлением обнаружили, что многие из этих далёких и «плодовитых» звёздных скоплений находятся ещё дальше, чем предполагали предыдущие измерения. А это означает, что в среднем вспышки звездообразования в них происходили 12 миллиардов лет назад. Возраст всего наблюдаемого мира тогда не достигал и двух миллиардов лет…

Более того, в спектре одной из галактик-рекордсменов обнаружены молекулярные линии воды. Это самые далекие молекулы космической воды из обнаруженных на сегодняшний день.

«Чувствительность и широкий диапазон длин волн, принимаемых телескопом ALMA, позволяют выполнить такие измерения, тратя всего несколько минут на одну галактику – примерно в сто раз быстрее, чем прежде. Раньше такие измерения были бы трудоёмким процессом комбинирования данных, полученных с оптическими и радиотелескопами», – говорит Аксель Вайсс (Axel Weiss) из Института радиоастрономии Макса Планка в Бонне (Германия), руководитель работ по измерению расстояний до галактик.

alma галактики звёздообразование космология радиотелескоп рекорды