ALMA сфотографировала рождение планет

Астрономы получили наилучшее изображение момента образования планет вокруг младенца звезды в процессе тестирования новых возможностей работы ALMA (Большой миллиметровый/субмиллиметровый массив в Атакаме) с высоким разрешением.

Тони Бисли (Tony Beasley), директор Национальной радиоастрономической Обсерватории (NRAO) в Шарлотсвилле, штат Вирджиния, которая управляет операциями ALMA для астрономов в Северной Америке, заявил, что с помощью радиотелескопа ALMA получены первые четкие свидетельства того, как образуются планеты. Новое изображение показывает во всех подробностях формирование планетных дисков, окружающих звезду HL Tau, похожую на Солнце и расположенную примерно в 450 световых лет от Земли в созвездии Тельца. Об этом рассказывает веб-сайт Science Daily.

С помощью ALMA удалось обнаружить несколько никогда ранее не виданных деталей в этой системе, в том числе нескольких концентрических колец, разделенных четко определенными пробелами. Подобная структура позволяют предположить, что вокруг этой очень молодой звезды уже идет процесс образование планет.

«Все, что мы видим, означает процесс образования планет, что странно, поскольку HL Tau не более миллиона лет, а такие молодые звезды не должны иметь больших планетарных тел, способных производить структуры, которые мы видим на этом изображении» — рассказал Стюарт Кордер (Stuartt Corder), заместитель директора ALMA.

HL Tau не видна в видимом свете за массивной оболочкой пыли и газа. Поскольку ALMA наблюдает за звездами в диапазоне гораздо более длинных волн, он способен изучать процессы в самом центре этого облака. «Это действительно один из самых замечательных образов, которые астрономы видели на этих длинах волн. Уровень детализации настолько четкий, что это еще более впечатляющий вид, чем многие оптические изображения. Тот факт, что мы можем увидеть, как рождается планеты, поможет нам понять происхождение нашей собственной Солнечной системе», — объяснил астроном Кристалл Броган (Crystal Brogan).

Высокое разрешение ALMA было достигнуто благодаря разнесению ее антенн на 15 километров друг от друга. Это позволяет достигнуть разрешения 35 угловых миллисекунд — так видна копейка с расстояния 110 километров.

Все звезды, как полагают, образуются из облаков газа и пыли, которые уплотняются под действием силы тяжести. Со временем, окружающие пылевые частицы слипаются в тонкий протопланетный диск, из которого со временем и образуются астероиды, кометы и планеты. После того, как эти планетные тела приобретают достаточную массу, они резко изменяют структуру диска, аккумулируя все его частицы в ограниченном пространстве.

Новые результаты ALMA показывают эти яркие черты в мельчайших деталях, давая четкое изображение формирования планет. Изображения с этой степенью детализации ранее видели только в компьютерных моделей. ALMA продемонстрировала, что в этой части реальная структура Вселенной соответствует теоретическим представлениям астрономов.

звезда hl tau радиотелескоп alma формирование планетных дисков