Астрономы с помощью радиотелескопов обнаружили, что планеты массой в несколько раз больше Юпитера недавно сформировались вокруг четырех молодых звезд. Замеры газа вокруг звезд также дают дополнительные сведения о свойствах этих планет, говорится на сайте ESA (Европейского космического агентства).

Планеты находятся вокруг почти каждой звезды, но астрономы до сих пор не полностью понимают, как и при каких условиях они формируются. Чтобы ответить на эти вопросы, астрофизики изучили вращающиеся диски из газа и пыли, из которых строятся планеты, вокруг молодых звезд с помощью комплекса радиотелескопов ALMA (Альма) в чилийской пустыне Атакама.

Дело в том, что в центре особого класса дисков, называемых переходными, отсутствует пыль в регионе вокруг звезды. Ученые объясняют это двумя причинами. Во-первых, сильный звездный ветер и интенсивное излучение могут уничтожать материал, а, во-вторых, молодые массивные планеты в процессе формирования могли очистить пространство, облетая звезду.

Новые изображения показывают, что существуют значительные разрывы среди газа и пыли в дисках. По их мнению, это говорит о том, что новоиспеченная массивная планета, облетая орбиту, очищает пространство неравномерно.

«Предыдущие наблюдения уже намекали на наличие разрывов внутри, — сказал Нинкой ван дер Марел (Nienke van der Marel). — Но так как ALMA показывает материал гораздо более подробно, мы можем исключить альтернативный сценарий. Глубокий разрыв четко указывает на наличие планет с массой в несколько раз большей массы Юпитера».