Телескоп ALMA указал космологам на ошибку в расчётах

Благодаря наблюдениям с новым телескопом астрономы Европейской южной обсерватории поняли, что переоценивали яркость и скорость звездообразования в ряде далёких галактик

Учёные раньше переоценивали яркость галактик с «окраин» Вселенной и скорость возникновения звёзд в них. К такому выводу пришли астрономы Европейской южной обсерватории (ESO), использовав новый телескоп ALMA (англ. Atacama Large Millimeter/submillimeter Array – Большой массив миллиметрового и субмиллиметрового диапазона в пустыне Атакама) для определения положений более сотни галактик ранней Вселенной, в которых происходит наиболее активное звездообразование.

Самые интенсивные вспышки звездообразования в ранней Вселенной происходили в удалённых галактиках, богатых космической пылью. Изучение этих галактик очень важно для понимания механизма образования галактик и их эволюции на протяжении всей истории Вселенной. Однако пыль загораживает от нас их излучение, из-за чего их трудно идентифицировать с оптическими телескопами. Чтобы уловить их излучение, астрономам приходится использовать приборы, которые работают на более длинных волнах, чем световые – с длиной волны около миллиметра. Таким телескопом и является ALMA.

До этих пор самая лучшая карта, на которую были нанесены положения этих звёздных скоплений, была составлена с эксплуатируемым ESO телескопом APEX. Он провёл обзор участка неба размером примерно с полную Луну и зарегистрировал 126 таких галактик. Но на изображениях, полученных с APEX, каждая вспышка звездообразования выглядела как размытое пятно, иногда настолько большое, что на более резких изображениях, полученных в других длинах волн, накрывало несколько галактик сразу.

APEX представляет собой изолированную 12-метровую параболическую антенну, а «решётки» телескопов, такие, как ALMA, содержат много подобных антенн, расставленных на больших расстояниях друг от друга. Сигналы от антенн комбинируются и в результате достигается такое же разрешение, которое давало бы индивидуальное гигантское зеркало размером со всю площадь массива.

«Мощь телескопа ALMA так велика, что всего за несколько часов с ним удалось выполнить столько наблюдений этих галактик, сколько уже выполнено всеми существующими в мире телескопами подобного типа более чем за целое десятилетие», – отмечается в сообщении обсерватории.

В результате астрономам удалось не только однозначно определить, где именно находятся области звездообразования, но почти в половине случаев установить, что в предыдущих наблюдениях в одно пятно сливались целые группы отдельных галактик. Разрешение, достигнутое с ALMA, позволило расщепить изображения этих пятен на отдельные галактики.

«Мы раньше думали, что в самых ярких из этих галактик звёзды образуются в тысячу раз более интенсивно, чем в нашей Галактике Млечного Пути, из-за чего они рискуют разлететься на части. На изображениях, полученных с ALMA, в этих местах видны многочисленные галактики меньшего размера, в которых звёзды образуются с разумной интенсивностью», – говорит Александр Карим (Alexander Karim) из университета Дарема, Великобритания, член исследовательской группы и ведущий автор статьи, написанной на этом материале.

Полученные результаты объединены в первый статистически репрезентативный каталог пылевых звездообразующих галактик ранней Вселенной.

alma галактики европейская южная обсерватория звёздообразование космология телескоп