В космосе найдена «фабрика комет»

Используя новый телескоп ALMA, астрономы впервые наблюдали на практике «пылевую ловушку», где из пыли образуются массивные твёрдые тела – кометы и планеты

Новые наблюдения с Атакамским большим телескопом миллиметрового и субмиллиметрового диапазона (ALMA), расположенным в Чили, помогли найти решение давней загадки, имеющей отношение к образованию планет, а также комет и иных твёрдых тел в космическом пространстве, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории. Астрономы впервые непосредственно наблюдали так называемую «пылевую ловушку» – область вокруг молодой звезды, где частицы пыли сбиваются в сгустки.

Компьютерные модели позволяют предположить, что это происходит, когда пылевые зёрна сталкиваются и слипаются. Однако, когда образовавшиеся таким образом частицы большего размера снова сталкиваются между собой на большой скорости, они зачастую разлетаются на части, и всё начинается сначала. И даже если этого не происходит, моделирование показывает, что из-за трения между частицами пыли и газа более крупные частицы должны быстро двигаться внутрь диска, в направлении его центра, и падать на материнскую звезду, теряя таким образом шанс участвовать в дальнейшем процессе роста.

Получается, что пыли нужна некая «тихая гавань», где частицы могли бы продолжать расти до тех пор, пока они уже были бы способны к устойчивому существованию. Модель таких «пылевых ловушек» была построена, но никаких эмпирических подтверждений она до сих пор не находила.

Сегодня в журнале Science появилась новая статья международной группы учёных, работавшей на ALMA. Нинке ван дер Марель (Nienke van der Marel), аспирант Лейденской обсерватории (Нидерланды) и ведущий автор данной работы, вместе со своими коллегами использовала телескоп для изучения околозвёздного диска в системе одной из звёзд в созвездии Змееносца – Oph-IRS 48. Расстояние от этой звезды до Земли составляет около 400 световых лет, и её свет доходит до нас только в виде инфракрасного излучения.

«Конфигурация пыли на снимке оказалась для нас полной неожиданностью. Вместо кольцеобразной структуры, которую мы ожидали увидеть, мы обнаружили форму, в точности похожую на орех кешью! Вначале мы даже усомнились в том, что полученное изображение реально, но сигнал был сильным и четкость изображения, обеспечиваемая телескопом ALMA, очень хорошей, так что сомнениям места не оставалось. Только тут мы поняли, что именно обнаружили», – рассказывает ван дер Марель.

Предметом открытия оказалась область, в которой скапливаются частицы пыли большого размера – та самая предсказанная теорией пылевая ловушка, где они могут расти, не опасаясь разрушиться от соударений друг с другом. Это возможно благодаря тому, что из-за движения газа в некоторых местах околозвёздного диска образуются области повышенного давления.

«Похоже, что мы наблюдаем что-то вроде «фабрики комет» – условия внутри области позволяют частицам расти от миллиметровых размеров до размера комет. На таком расстоянии от центральной звезды пыль вряд ли может образовать полноразмерные планеты. Однако в недалёком будущем ALMA сможет наблюдать пылевые ловушки, расположенные ближе к материнским звёздам, и в них будут работать те же механизмы трансформации пыли», – говорит голландская исследовательница.

alma европейская южная обсерватория кометы планеты