Телескоп ALMA вышел из стадии строительства

Получив последнюю из 66 своих антенн, радиотелескоп нового поколения в чилийской пустыне официально стал из строящегося действующим

Последняя из 66 антенн гигантского составного телескопа миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) на днях доставлена к месту его расположения, сообщает пресс-служба Европейской южной обсерватории (ESO), являющейся одним из партнёров проекта. 12-метровая «тарелка» изготовлена европейским консорциумом AEM.

«Это важная веха для обсерватории ALMA – теперь астрономы Европы и всего мира могут использовать всю мощь нового телескопа, его высочайшую чувствительность и огромную светсобирающую площадь», – говорит Вольфганг Вильд (Wolfgang Wild), европейский руководитель проекта ALMA.

Согласно проекту, к концу нынешнего года все 66 сверхточных антенн миллиметрового/субмиллиметрового диапазона будут работать вместе как единое целое, образуя один гигантский радиотелескоп. Антенная решётка протянется на 16 километров по плато Чахнантор в высокогорной пустыне Атакама в северном Чили. Всего из Европы было поставлено 25 антенн – самый крупный контракт в истории ESO; страны Северной Америки также обеспечили 25 12-метровых антенн, Восточной Азии – 16 (четыре 12-метровых и двенадцать 7-метровых).

Телескоп ALMA помогает астрономам искать ответ на множество важнейших вопросов, в том числе на вопрос о происхождении жизни в космосе. ALMA регистрирует излучение Вселенной на миллиметровых и субмиллиметровых волнах, то есть промежуточное между инфракрасным и радиоизлучением. Эти волны испускают и самые холодные, и самые удалённые от нас космические объекты, в том числе холодные газо-пылевые облака, в которых зарождаются новые звёзды, а также далёкие галактики у самого края наблюдаемой Вселенной.

На субмиллиметровых длинах волн Вселенная исследована относительно мало. Телескопам, работающим в этом диапазоне спектра, требуется исключительно сухая атмосфера (такая, как на плато Чахнантор), большое число антенн и передовая технология приёмников излучения. Телескоп ALMA ещё до завершения своего строительства широко использовался в различных научных проектах и продемонстрировал свой огромный потенциал: на материалах этих наблюдений было опубликовано немало интересных исследований.

alma европейская южная обсерватория радиотелескоп