Официально:

Александр Фёдорович Можайский. 9 (21) марта 1825 – 20 марта (1 апреля) 1890. Изобретатель, пионер авиации, построил первый самолет.

 

Неофициально:

 

1. «Сильное землетрясение 1855 года застало у берегов Японии русский фрегат «Диана». Гигантской волной «Диана» была разбита и затонула. Команде удалось спастись. Русские моряки попросили разрешить им приобрести материал и нанять плотников, чтобы построить небольшую шхуну для возвращения на родину… Чертежи, по которым строилось первое в Японии килевое судно, были сделаны рукой русского морского офицера Можайского…». Описанный в книге Всеволода Овчинникова «Ветка сакуры» русский морской офицер Можайский известен нам вовсе не своими морскими конструкциями. Александр Фёдорович знаменит тем, что первым на российских просторах начал учить летать самолеты.

 

2. Русский изобретатель Александр Можайский родился 21 марта по новому стилю 1825 года в Роченсальме – теперь это город Котка в Финляндии. И неудивительно, что именно там: род Можайских дал русскому флоту не одно поколение моряков. Его отец Фёдор Тимофеевич служил во флотском экипаже в Выборгской губернии и крестным отцом новорожденного стал командир Роченсальмского порта. 

 

3. Может быть именно поэтому в названии снаряда, который изобрел Можайский, есть слово «плавание», хотя к воде он не имеет ни малейшего отношения. Потомственный моряк, выпускник Морского корпуса, офицер, дослужившийся до звания контр-адмирала, был одержим мечтой построить снаряд для воздухоплавания. 

 

4. Но прежде, чем он приступил к этой постройке, будущий контр-адмирал вволю поплавал по морям-океанам, поучаствовал в Хивинской экспедиций, поизучал и описал Аральское море и реку Амударью.

 

5. В 1860 году Можайский оказался в Вологде – его откомандировали туда с флота осуществлять крестьянскую реформу. В Вологде он устроил личную жизнь и поселился в имении жены в сельце Котельниково в 12 километрах от губернского центра. Теперь этот небольшой поселок носит звонкое имя – Можайское.

 

6. После Крымской войны Россия сокращала флот, и Можайского отправили в отставку. Примерно в ту пору он и заинтересовался воздухоплаванием. Старожилы потом рассказывали, что часто видели Александра Федоровича наблюдающим полеты птиц и запускающим воздушных змеев.

 

7. После смерти жены Александр Федорович переезжает в семейное имение Вороновица близ Винницы. Теперь его громко называют колыбелью русской авиации – именно там Можайский несколько лет работал над идеей летательного аппарата.

 

8. В 1876 году Можайский вернулся в Петербург и начал воплощать мечту в чертежи и модели. Еще через три года его вернули на флот и отправили преподавать в Морской корпус. Все это время он продолжал работать над проектом, консультируясь с крупнейшими российскими учеными.

 

9. Александр Фёдорович изучал строение птичьих крыльев, исследовал работу воздушных винтов, динамику полета, экспериментировал с воздушными змеями. Идею машущих крыльев он отбросил сразу, и строил модели летательных аппаратов с неподвижным относительно корпуса крылом. Модели летали.

 

10. Военное ведомство сочло эксперименты Можайского дорогими и несвоевременными, а сумма в 18895 рублей, которая требовалась для продолжения работ, привела специальную комиссию в ужас.

 

11. Можайский начал работы на собственные деньги, для чего продал имения и вещи вплоть до обручальных колец и столовых ложек. Кстати сказать, ему очень помог знаменитый Михаил Дмитриевич Скобелев – герой русско-турецкой войны.

 

12. 15 ноября 1881 году капитан первого ранга Можайский получил первую в России привилегию, или, говоря современным языком, патент на «воздухолетательный снаряд». В том же году он приступил к постройке самолета с двумя паровыми двигателями. Двигатели оказались маломощными и первый полет завершился неудачно. Можайский продолжил воздухоплавательные опыты, но деньги закончились окончательно.

 

13. Самому Александру Фёдоровичу полетать все же удалось. Но не на самолете: к телеге, запряженной тройкой лошадей, привязали буксирный канат, лошади поскакали, и воздушный змей его собственной конструкции под напором воздуха взлетел. А с ним и изобретатель, он держался за специальное устройство.

     

14. Память о пионере авиации увековечена в названии формулы, которая позволяет приблизительно найти взлётную массу гипотетического летательного аппарата, исходя из его эксплуатационных, конструктивных или лётных свойств.

 

15. Памятник Можайскому стоит в Красном Селе – там, где когда-то выделили участок для  постройки и испытания самолета. В 1950 году поселок Дудергоф Ленинградской области, в районе которого находился этот участок, был переименован в Можайский.