Академик Алдошин рассказал питерцам о «фундаменте» инноваций

Выступая на 69-х Менделеевских чтениях в СПбГУ, вице-президент РАН на конкретном примере пояснил, как фундаментальные исследования могут пр

В Санкт-Петербургском государственном университете прошли 69-е Менделеевские чтения, на которых выступил вице-президент Российской академии наук Сергей Алдошин. От него слушатели узнали о том, как сугубо фундаментальная исследовательская работа сама по себе может породить практически применимые инновации.

Академик Алдошин выступил с докладом «Новый класс доноров моноксида азота для терапии социально значимых заболеваний». Он рассказал о работах возглавляемого им Института проблем химической физики РАН, связанных с созданием и исследованием нитрозильных комплексов железа, моделирующих структуру и функции активных центров негемовых протеинов. В конце 1990-х годов биологи обнаружили, что молекула NO, состоящая из двух атомов, азота и кислорода, отвечает за массу физиологических процессов в организме, а поскольку оставался неясным механизм, по которому действует NO, и даже как она может существовать в организме, было актуальным изучить строение образуемых ею комплексов с атомами железа.

«Тогда мы получили небольшой грант, и нам удалось промоделировать структуру активного центра негемовых протеинов. Это была сугубо фундаментальная работа, позволившая разрешить многолетние споры о том, как же эти комплексы устроены. А дальше мы подумали: если мы знаем, как промоделировать активный центр негемовых протеинов, фактически, мы обладаем лекарственным препаратом, который можем использовать для лечения различных заболеваний. Ведь уже стало известно: в малых концентрациях молекула NO выполняет регуляторные функции, в концентрациях чуть больше – защитные функции, в том числе и от развития раковых опухолей, лечения сердечно-сосудистых заболеваний – в общей сложности примерно 40 болезней», – рассказал учёный.

После этого началась работа по созданию лекарственного препарата. В неё, помимо Института проблем химической физики, включился и Институт биохимической физики в Москве, а затем столичные Онкологический и Кардиологический центры. Были отработаны тесты, позволяющие оценить эффективность препаратов и возможности их использования для лечения различных заболеваний.

«В результате мы смогли отобрать даже не один, а несколько препаратов, которые по своей эффективности, токсичности, метаболизму превзошли уже существующие лекарства», – не без гордости отметил Алдошин.

Академик подчёркивает: конечно, создание таких препаратов требует много времени. По оценке специалистов, если проверять получаемые соединения на возможность создания лекарственных препаратов, то нужно протестировать миллион вариантов, чтобы найти одно соединение, которое пойдёт в лекарственную практику. Но делать такую работу необходимо: только если страна сама создаёт инновационные лекарственные препараты, она не теряет национальную безопасность и может влиять на международную ситуацию по лечению социально значимых заболеваний.

Менделеевские чтения – это ежегодные торжественные доклады ведущих отечественных учёных по темам, затрагивающим все области химии и смежных с неё наук: физики, биологии и биохимии. Они были учреждены решением правления Всесоюзного химического общества им. Д.И. Менделеева и Учёного совета Ленинградского государственного университета 20 января 1940 года и проводятся ежегодно с 1941 года.

Источник: spbu.ru