Разгадан секрет долгих путешествий альбатросов

Альбатросы почти не затрачивают собственной энергии во время своих дальних полётов за счёт умелого приспособления к ветру

Странствующие альбатросы (Diomedea exulans) известны тем, что могут пролетать многие тысячи километров почти без единого взмаха крыльями. Группа европейских учёных раскрыла секрет этих долгих путешествий, пишут корреспонденты электронной версии журнала Science со ссылкой на исследование, опубликованное в журнале PLoS One.

В гнездовьях альбатроса на островах Кергелен в южной части Индийского океана биологи из Германии, Франции и Швейцарии, среди которых были двое специалистов российского происхождения, провели работу по оснащению птиц GPS датчиками. При дальнейшем компьютерном моделировании с использованием собранных данных выяснилось, что траектория полёта альбатросов имеет форму волнообразной кривой, состоящей из циклов восходящих и нисходящих движений с продолжительностью каждой фазы около 15 секунд.

Изначально альбатрос двигается по перпендикуляру к направлению ветра или с небольшим отклонением от него. Это даёт птице возможность набрать высоту. В определённый момент она поворачивается по ветру и планирует, а почти достигнув морской поверхности, повторяет восходящую фазу.

По мнению учёных, этим приёмом могли бы воспользоваться разработчики беспилотных летательных аппаратов для существенного повышения экономичности полёта.