На заседании Президиума РАН заведующий отделом биотехнологии, директор Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственной микробиологии, академик РАН Игорь Анатольевич Тихонович рассказал, как появляются генно-инженерные продукты и почему нужно ориентироваться на конечный продукт генной инженерии, а не на саму технологию.

Одно из господствующих направлений в генной инженерии – использование природных систем, например, агробактерий, которые вносят в клетки высших растений соответствующие ДНК и делают их генно-модифицированными. Так получена масса генно-инженерных продуктов.

Существуют также природно-трансгенные растения, которые в ходе эволюции «захватывают» некоторые гены из агробактерий. В 1985 году был выявлен один вид таких растений, а в 2020 их было уже более 20. Если оценивать при этом технологию получения продукта генной инженерии, а не сам продукт, получится, будто бы все эти растения специально подвергали генным модификациям. Это доказывает, что стоит переходить от оценки технологии к оценке конечного продукта генной инженерии, ведь при анализе генома нельзя определить, имеют ли произошедшие изменения природный или же искусственный характер.

В природе обмен генетическим материалом происходит постоянно при помощи микроорганизмов, поэтому необходимо принять закон о более лояльном отношении к продуктам генной инженерии, считает академик РАН И.А. Тихонович. Это в том числе может стимулировать интерес молодёжи к сельскому хозяйству