На заседании Совета по информационному обеспечению научных исследований при ФАНО 27 мая обсудили концепцию проекта «Научное наследие России» и оцифровку фондов академических библиотек. Как сообщает пресс-релиз агентства, на этот проект агентство обещает выделить средства, но точную сумму и сроки реализации не называют.

В день празднования Общероссийского дня библиотек, 27 мая, чиновники снова поговорили об оцифровке бумажных изданий. Эта тема особенно актуальна после пожара в ИНИОН РАН, случившемся январе этого года. Портал Научная Россия подробно освещал трагедию. И именно в те дни открылось, что в библиотеке из десятка миллионов единиц хранения оцифровано всего около сотни тысяч книг.

Перевод библиотек в цифровую форму занятие довольно долгое и дорогостоящее, оно требует специальных сканеров и технологий. Но все это уже есть и в мире, и в России. Кстати, российское предприятие «Элар» — одно из лидирующих в области оцифровки архивов. Оно создано еще в лохматом 1992 году, когда широкие массы только начинали знакомиться с цифровыми технологиями. И там разрабатывают специальные сканеры, которые могут автономно оцифровывать книги, переворачивать страницы и т. д. — все без участия людей. «Элар» перевел в цифру архивы множества организаций, включая архив РФФИ, Минфина и многих других.

Занимается оцифровкой и РГБ. Ее самый успешный проект, а наверное, и во всей стране успешнее не найти, — доступ к электронным версиям порядка одного миллиона диссертаций. Собрать такое хранилище удалось благодаря требованию к авторам работ предоставить электронную версию манускрипта, которое ввели с начала 2000-х. Электронным архивом диссертаций воспользовались активисты сообщества «Диссернет» для поиска плагиата и разоблачения неэтичного поведения политиков и чиновников. А их деятельность в свою очередь запустила цепочку модернизации дальше, и вот уже глава ВАК Владимир Филиппов выступает за публикацию в интернете текстов диссертаций до защиты и онлайн-обсуждения результатов в научной среде. Подробнее читай в нашем интервью «Революция в оценке научных работ».

Да и сама РАН когда-то мечтала о цифровых фондах. Там сканировалии архивы выдающихся ученых царского и советского времени, размещали на сайте Академии. До сих пор действует проект «Научное наследие России», где по-тихоньку цифруются труды выдающихся ученых. Возможно, реинкарнацию этого проекта и обсуждали теперь в ФАНО.

Понятно, что эти академические проекты по оцифровке фондов нужно возобновлять сейчас на совершенно других технологиях. Из пресс-релиза следует, что концептуально обсуждается оцифровка библиотечных фондов и объединение их в единое пространство. Задача масштабная, достаточно сказать, что ее не смогло осуществить до сих пор Министерство культуры для городских библиотек. Хотя многолетняя работа идет, и есть основа — система электронного каталога ИРБИС, разработанная, кстати, в БЕН РАН. Но у государства вообще туго с решением высокотехнологичных задач. Вспомним, сколько тянулась реализация проекта «Цифровая Россия» — по крайней мере с конца 1990-х точно. А получили «Госуслуги» без большинства госуслуг и «патриотичный» поисковик «Спутник».

В обсуждаемом проекте «Научное наследие России» участвует пока только 11 организаций. Присоединиться могут все подведомственные ФАНО учреждения: институты, их библиотеки, музеи. По словам директора Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН Геннадия Савинова, выступавшего на заседании, техническое оборудование для оцифровки есть, но оно требует новых финансовых вложений. Начать проект участники планируют с оцифровки редких книг и журналов.

Проект концепции «Научного наследия России» сейчас доработают. Его итоговую версию утвердят в июне 2015 года.

О других цифровых библиотечных проектах читайте в наших материалах: «В России открылся портал Национальной электронной библиотеки»,«Британская библиотека оцифровала редкие индийские и буддистские манускрипты».