В парке науки и искусства «Сириус» 10 декабря 2021 года в 13:45 прошла сессия "Академгородок 2.0: научно-образовательная долина в Сарове". Тема дискуссии - создание Национального центра физики и математики, глобальные задачи проекта и возможность привлечь школьников и студентов к участию в программе.

Национальный центр физики и математики (НЦФМ) в Сарове создается по поручению Владимира Путина. В центре будут проводить научные исследования мирового уровня, готовить ученых высшей квалификации и укреплять научный потенциал страны. Центр будет основан на экспериментальной и расчетной базе РФЯЦ-ВНИИЭФ, научно-исследовательских лабораториях с уникальным оборудованием, установок класса «мегасайенс», IT-центров и центров коллективного пользования. В филиале  МГУ имени М.В. Ломоносова «МГУ Саров» для проекта подготовят специалистов высшей квалификации.

Модератор:
Дмитрий Щугорев. Ведущий телеканала «Россия 24»
Выступающие:
Максим Вялков. Студент направления «Теоретическая физика» филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Сарове
Валерий Карезин. Директор проектного офиса по развитию образования и международному сотрудничеству Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Алексей Лихачев. Генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Виктор Садовничий. Ректор ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Александр Сергеев. Президент Российской академии наук
Татьяна Терентьева. Заместитель генерального директора по персоналу Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»
Валерий Фальков. Министр науки и высшего образования Российской Федерации

"Научная Россия" провела прямую трансляцию. Присоединяйтесь!

13:50 Дмитрий Щугорев начинает сессию, говорит о прорывных решениях, прорывном развитии и проекте Научно-образовательной долины в Сарове.

13:53 Рассказывает, что такое НЦФМ, какой у него спектр задач. К 30 году центр "войдет в число ведущих мировых научных центров".

13:55 Щугорев представляет участников сессии.

13:57 Дмитрий Щугорев передает слово Александру Михайловичу Сергееву, президенту Российской академии наук.

13:59 А.М. Сергеев рассказывает об открытии филиала МГУ в Сарове и марафоне общества "Знание", где рассказали о современной атомной отрасли, ее амбициях.

14:01 Сергеев сообщает, что НЦФМ будет делать страну конкурентной в области развития науки, внедрять знания в технологии.

14:03 Сергеев отмечает, что атомная отрасль берет на себя задачу обеспечения паритета по вопросам создания новых материалов, альтернативной энергетики, квантовых технологий, обеспечению северного морского пути и развитию искусственного интеллекта.

14:05 Щугорев говорит о новой промышленности и качестве жизни человека.

14:07 Щугорев передает слово В.А. Садовничему, ректору МГУ им.М.В. Ломоносова.

14:09 Виктор Антонович рассказывает о сотрудничестве МГУ с "Росатомом".

14:10 "Лидерство в технологиях будет занимать та страна, у которой есть специалисты"

14:12 Садовничий считает, что филиал МГУ в Сарове - уникальный, открытый университет, созданный за несколько месяцев.

14:14 Рассказывает об образовательных программах филиала, сотрудниках, студентах.

14:16 Садовничий проводит разницу между силиконовой и кремниевой долиной.

14:18 Алексей Лихачев рассказывает, как "Росатом" обеспечивает глобальное энергетическое лидерство. Считает, что таланты нельзя найти, их нужно раскрывать. И в этом поможет филиал МГУ в Сарове.

14:20 Лихачев ставит задачу механизма реализации идей молодых ученых. По его словам, нужно научные исследования превращать в практические решения.

14:22 "Это должен быть центр мировой науки"

14:24 Лихачев говорит о борьбе за специалистов, необходимости создания лучших условий и конкуренции.

14:25 "Ваша жизнь - сегодня. Ваше будущее - завтра".

14:26 Щугорев рассказывает о Максиме Вялкове, студенте направления «Теоретическая физика» филиала МГУ имени М. В. Ломоносова в городе Сарове.

14:27 Максим Вялков считает, что условия для молодых ученых уже созданы, рассказывает о своей научной деятельности.

14:29 Рассказывает о своем интересе сферой космонавтики, желании генерировать идеи и совмещать эти проекты со своей основной деятельностью.

14:31 "Нация, которая понимает, что нам нужна наука, что мы тоже хотим изучать мир"

14:33 Максим Вялков представляет свою команду в студенческом совете, которая готова реализовывать проекты филиала.

14:35 Садовничий говорит, что филиал будет расширяться.

14:37 А.М. Сергеев освещает тему конкуренции за кадры. Отмечает, что ученых ничего не удержит, если где-то есть лучшие экспериментальные установки, которые дают возможность реализовать свои идеи.

14:38 Сергеев ставит задачу создать на базе в Сарове такие экспериментальные установки, которые привлекут к нам специалистов со всего мира.

14:40 К 30 году в Сарове планируют обеспечить лазерные, ускорительные установки, суперпроизводительные комплексы.

14:42 Сергеев надеется, что молодежь будет уже на этапе студенчества участвовать в исследованиях НЦФМ.

14:44 Максим Вялков рассказывает об интересе итальянцев к технопарку филиала МГУ.

14:46 А.М. Сергеев отмечает, что аспиранты МГУ не должны видеть  барьер в общении с учеными. Считает, что нужно как можно раньше найти хорошего научного руководителя, чтобы выстраивать свою научную деятельность.

14:48 Президент РАН обращается к студентам филиала МГУ.

14:50 Студенты филиала МГУ в Сарове отвечают на вопросы Сергеева.

14:52 Модератор Дмитрий Щугорев говорит о коммуникациях, знании иностранных языков и возможностях студентов.

14:54 Максим Вялов считает, что для научной работы нужно не только финансовые условия создавать, но и командный дух.

14:56 Ректор МГУ В.А. Садовничий рассказывает о сильных школах, которые исторически созданы в МГУ и дают знания студентам. Говорит о важности вести дискуссию, приводит в пример столкновение физиков-теоретиков по поводу теории Эйнштейна.

14:58 Садовничий сообщает, что руководство МГУ будет приглашать студентов в Москву для общения с преподавателями кафедр, влияния в научную атмосферу.

15:00 Дмитрий Щугорев предлагает подвести итоги года и обозначить цели на 2022 год.

15:01 Алексей Лихачев обращается к студентам филиала МГУ, предлагает выстроить карьерные траектории для всех студентов.

15:02 А.М. Сергеев верит, что студенты могут стать легендой Большого Сарова.

15:03 В.А. Садовничий рассказывает о традиции разлития медовухи на День студентов, обещает передать ее студентам Саровского филиала.

15:04 Максим Вялов обращается к абитуриентам, приглашает их в университет, благодарит создателей филиала.

15:05 Сессия завершена.

Онлайн-трансляция проводится при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.

Материалы по сессии в СМИ:

НАУЧНАЯ РОССИЯ

ПРЕЗИДЕНТ РАН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В КОНГРЕССЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Президент РАН Сергеев: НЦФМ будет главным научно-технологическим проектом страны в XXI веке