Не все живые организмы подвержены старению

Плодовитость и смертность ряда видов сохраняет одинаковые уровни на протяжении всей жизни, выяснили европейские и американские учёные

У людей и высших животных с возрастом теряется способность к размножению и повышается вероятность смерти – среди биологов этот факт до недавнего времени считался непреложной истиной. Многие организмы, имеющие более простое строение и живущие всего несколько недель и даже дней, также вписываются в этот паттерн. Но есть виды, – и они весьма разнообразны, от крошечной пресноводной гидры до крупных раков-отшельников, – у которых уровни плодовитости и смертности одинаковы на протяжении всей жизни, а значит, они не подвержены старению. К такому выводу пришла группа учёных из Дании, Германии, ряда других европейских стран и США, опубликовавшая свои результаты в журнале Nature.

Группа под руководством Оуэна Джонса (Owen Jones) из университета Южной Дании проанализировала данные о продолжительности жизни 11 видов млекопитающих, 12 видов других позвоночных, 12 беспозвоночных, 10 высших растений и одной зелёной водоросли, рассчитав для каждого вида серию индексов, представляющих собой отношение показателя смертности в определённый жизненный период к среднему показателю смертности. В результате этих вычислений у 24 из 46 видов обнаружилась склонность к резкому увеличению вероятности смерти с возрастом, причём в этом кластере оказались практически все млекопитающие. Основная часть растений не продемонстрировала такого ухудшения состояния организма при старении, составив противоположный кластер. А вот птицы и беспозвоночные животные попали в оба из них.

По предположению авторов данной научной работы, она может бросить серьёзный вызов теоретикам.

«Теории, которые у нас есть сейчас, применимы во многих ситуациях, но ряд случаев они объяснить не могут. Речь, конечно, не идёт о том, чтобы отбросить старые теории, но о том, чтобы заставить их работать на все виды», – говорит Джонс.

Данное исследование представляет собой первую попытку кросс-видового сравнения тенденций к старению и смертности, однако оно сразу же столкнулось с серьёзной критикой со стороны ряда учёных. В частности, отмечается, что в нём не учтено влияние окружающей среды – те факторы, которые часто заставляют животных умирать вовсе не от старости. Впрочем, коллеги называют работу европейско-американской группы «полезным напоминанием» о том, что процессы старения бывают разные.

биоразнообразие старение организма эволюция