Африканские страны отвергли черновик Рамочной конвенции по изменению климата (РКИК ООН) из-за несбалансированности. Они потребовали исправить его, иначе нечего будет рассматривать на переговорах в Париже, сообщает Associated Press.

За полтора месяца до переговоров по климату представители стран соберутся в Бонне на обсуждение 20-страничного черновика новой рамочной конвенции. Этот документ заменит соглашение 1992 года, а также дополняющий его Киотский протокол. Событие в своем роде эпохальное. Не каждый день 196 стран находят консенсус по какому-либо поводу. А борьба с глобальным потеплением, вызванным деятельностью человека, их объединила. Все хотят поучаствовать в процессе, особенно если для него создают фонд размером в 100 млрд долларов. Научная Россия подробно рассказывала об этом в статье «От протокола в Киото к всемирному соглашению в Париже​».

Не остались в стороне и страны Африки, выступающие в переговорах единым блоком. Будучи в основной массе бедными, в крайнем случае развивающимися (так их называют более индустриально развитые коллеги), африканские страны чувствуют себя на обочине переговорного процесса по изменению климата. Что несправедливо, поскольку они сильнее других страдают от последствий изменения климата: засух, опустынивания, поднятия уровня Мирового океана.

Спикер блока африканских стран Сейни Нафо (Seyni Nafo) заявляет, что черновик соглашения не может быть основой для переговоров, поскольку не отражает позицию Африки и выходит за рамки допустимого. По мнению Нафо, в соглашении нужно отразить финансовую поддержку бедным странам, чтобы они могли приспособиться к изменению климата. Он надеется, что им позволят сделать необходимые правки.

В новом тексте РКИК ООН изложена стратегия борьбы с глобальным потеплением. Суть ее в том, что индустриально развитые страны, вклад в загрязнение атмосферы которых диоксидом углерода особенно силен, резко урежут объем выбросов. С 2016 года по 2020 году страны будут готовить свои экономики к снижению выбросов, а затем в течение 10 лет, до 2030 года, исполнять планы. К примеру, Евросоюз обязался срезать объем выбросов на 40% от нынешнего уровня. В то же время богатые будут помогать бедным странам приспособиться к последствиям изменения климата, оказывать материальную и техническую помочь в ликвидации последствий природных катастроф, вызванных глобальным потеплением, компенсировать ущерб и потери, решать вопросы с климатическим переселением народов.

Однако некоторые модели изменения климата свидетельствуют о том, что и этих мер уже будет недостаточно.

В 2009 на переговорах в Копенгагене сторонам соглашения не удалось найти точки соприкосновения. Все же со временем страны поняли, что нужно что-то делать с глобальным потеплением, а то на планете становится опасно. Переговоры в Париже (COP21) начнутся 30 ноября и продлятся две недели. На них будет предпринята новая попытка договориться и принять единый план действий с учетом мнений всех участников. Сделать это будет невероятно сложно, и не только потому, что никто толком не знает, как именно нужно бороться с глобальным потеплением (собственно, поэтому конвенцию и называют рамочной, к ней потребуются конкретные планы действий), но и потому, что бедные страны хотят помощи и компенсаций, а богатые страны боятся ответственности.

Эксперты опасаются, что некоторые страны могут покинуть переговоры на финишной прямой, то есть уже на этой неделе в Бонне. Африканские страны только что продемонстрировали, как легко затормозить процесс, основанный на консенсусе. Чтобы не допустить срыва конференции в Париже, возможно, переговорщикам в Бонне предстоит поступиться совестью и пойти на уступки Африке, считают спикеры Мирового института ресурсов (США), мнение которых приводит AP.

Будут ли выполнены «африканские» пункты соглашения, это большой вопрос.