Материалы портала «Научная Россия»

АЭС против цунами

Мировой атомный флот вскоре пополнится плавучими АЭС

Когда землетрясение и цунами в 2011 году разрушили АЭС "Фукусима-1", вышли из строя внешние средства электроснабжения станции и резервные дизельные генераторы. Это, как известно, стало причиной неработоспособности всех систем нормального и аварийного охлаждения и привело к расплавлению активной зоны реакторов в первые дни аварии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы избежать подобных событий в будущем, ученые Массачусетского технологического института спроектировали плавучую атомную электростанцию на морской платформе ―по типу буровых. Конструкция предусматривает автоматическое охлаждение реактора с помощью окружающей морской воды в случае аварии. Это, по мнению специалистов, на неопределённое время предотвратит плавление топливных стержней и утечку радиоактивных материалов.

"Такие электростанции будут строиться на берегу на верфях, а затем буксироваться к месту назначения на расстояние 8-11 километров от берега, – рассказывает руководитель проекта, профессор Массачусетского технологического института ЯкопоБуонджорно (JacopoBuongiorno). – Там они будут пришвартовываться к морскому дну. Затем их соединят с землёй с помощью подводных электрических кабелей. Использование таких конструкций сводит к минимуму технологические риски".

Концепция плавучей АЭС не является уникальной. В России уже давно разрабатывают проект плавучей атомной станции под названием "Академик Ломоносов". По утверждению руководителя этого проекта, отличие американскойконструкции состоит в гораздо большей возможности удаления станции от берега, что естественно практически сведёт на нет возможность аварии, аналогичной произошедшей на атомной станции "Фукусима".  В случае аварийной ситуации предполагается буксировка плавучей платформы к берегу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижняя часть платформы будет уходить на 100 метров под воду, так что на неё не будут иметь прямого влияния ни землетрясения, ни цунами. Кроме этого, будет снята самая большая проблема, стоящая перед атомной энергетикой: риск перегрева в аварийных условиях и возможность утечки (как это произошло на Фукусиме, Три-Майл-Айленд и в Чернобыле). В море это практически невозможно, так как морская вода осуществляет постоянный теплоотвод.

В настоящее время становится всё сложнее и дороже найти подходящие места для новых атомных электростанций. Как правило, они должны располагаться рядом с водоёмом, который будет обеспечивать системы водой для охлаждения. Новая концепция решает эту проблему.

Кроме того, такую АЭС удобно снимать с эксплуатации в конце ее жизни или ремонтировать: ее можно отбуксировать к центральному объекту, как это делается сейчас для реакторов подводных лодок ВМФ. Там станция может быть восстановлена.

Такая конструкция может помочь в решении практических вопросов строительства, из-за которых новые АЭС становятся достаточно неэкономичными. Сборка на верфи позволит стандартизировать производство. Кроме того, новый дизайн исключает использование бетона, который, по словам Буонджорно, замедляет строительство и увеличивает стоимость станции.

Нет никаких ограничений относительно мощности будущих АЭС: они могут быть небольшими станциями на 50 мегаватт или же крупными, вырабатывающими 1000 мегаватт.

Проектные работы подтвердили, что плавучая электростанция может соответствовать всем нормативным требованиям безопасности для наземных АЭС. Авторы проекта считают, что такие конструкции будут широко использоваться в Азии, где высокий риск цунами сочетается с растущей потребностью в новых источниках энергии.

Источник: www.economist.com

mit атомная энергетика массачусетский технологический институт плавучие аэс

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий