Впервые описано воздействие окисления океана на его обитателей

Из-за окисления раковины антарктических моллюсков быстро разрушаются, и это может влиять на всю экосистему

Учёные выяснили, что окисление океана существенно влияет на жизнь брюхоногих моллюсков лимацин. Они могут гибнуть из-за растворения раковин и, как следствие, могут разрушаться цепи питания. Статья об этом опубликована в журнале Nature Geoscience.

В 2008 году исследователи из Антарктического управления Великобритании, Университета Восточной Англии, а также американских Океанографического института в Вудс-хол и Национального управления океанических и атмосферных исследований обнаружили, что в водах Южного океана ракушки лимацин Limacina helicina antarctica быстро разрушаются.

Внимание учёных было приковано к зонам апвеллинга. Поднимающаяся с глубины вода обычно обладает высокими разъедающими свойствами по отношению к арагониту (карбонату кальция), из которого состоят ракушки моллюсков. Из-за окисления она стала разрушать раковины ещё активнее, чем раньше. Это первое свидетельство негативного влияния окисления на живые организмы мирового океана.

«Мы знаем, что морская вода становится более разъедающей арагонитовые раковины, начиная с определённой глубины, “горизонта насыщения”, примерно на 1 тысяче метров. Однако на одной из станций сочетание естественного апвеллинга и окисления океана подняло её до 200 метров. Морские моллюски – птероподы – живут в этом верхнем слое океана. Коррозионные свойства воды существенно растворяют раковины животных, и это показывает, насколько они беззащитны. К этому причастно и окисление океана, вызванное выбросами диоксида углерода в результате человеческой деятельности», – заявила руководитель исследования Нина Беднаршек (Nina Bednaršek).

«Хотя зоны апвеллинга – природный феномен, наблюдающийся во всём Южном океане, случаи подъёма горизонта насыщения до 200 метров с усилением окисления будут встречаться чаще. Будучи одними из немногих океанических существ полярных регионов, строящих раковины из арагонита, птероподы являются важным источников пищи для рыб и птиц, а также хорошим индикатором здоровья экосистемы. Эти маленькие моллюски не обязательно умирают при распаде раковины, однако это снижает их защищённость от хищников и инфекций и таким образом воздействует на всю цепь питания», – добавил руководитель экспедиции Герайнт Тарлинг (Geraint Tarling).

Источник: www.antarctica.ac.uk