Академики: «Нас пытаются измерить чужим аршином»

Так члены президиума РАН комментируют требование ФАНО предоставить планы трёхлетней работы с «ожидаемыми результатами» по числу научных статей

На прошедшем накануне заседании президиума Российской академии наук академики, не стесняясь в выражениях, критиковали полученные от Федерального агентства научных организаций требования предоставить планы работы до 2016 года с «ожидаемыми результатами» по числу опубликованных работ, пишет газета «Коммерсантъ». Напомним, письмо, в котором чиновники предлагают учёным уже сейчас дать прогноз, сколько научных статей они опубликуют в ближайшие три года, поступило к руководству РАН 11 ноября текущего года. Сводные данные академия должна представить ФАНО уже к 18 ноября. Агентство собирается утвердить план не позднее 1 декабря.

По данным «Ъ», президент РАН Владимир Фортов считает, что за документом стоит Министерство образования и науки, однако в последнем журналистам сообщили, что «запрос находится в компетенции ФАНО». Комментарий агентства получить не представляется возможным: назначенный его руководителем Михаил Котюков, согласно информации из правительства, пока не уполномочен комментировать свою деятельность, а пресс-службы там не существует.

«Идея потребовать точное число научных публикаций вполне в духе Минфина. Там считают, что этот критерий наиболее показателен при оценке эффективности научных учреждений, но это не так. Как можно предсказать, сколько научных статьей ты напишешь через год? Такой подход ведёт к развалу структуры академии», – говорит вице-президент РАН Владимир Иванов.

Другой академик, один из самых высокоцитируемых российских учёных, председатель «Клуба 1 июля» физик Валерий Рубаков считает, что Минфин и ФАНО пытаются разработать схему госзаказа для научных исследований, но в такой форме это лишь увеличивает бюрократическую нагрузку на институты. Он рассказал, что количество публикаций зависит от множества факторов: например, биологи и физики регулярно пишут научные статьи, а в других науках считается нормальным иметь небольшое их количество.

«В швейцарском ЦЕРНе работают международные исследовательские группы из нескольких тысяч человек, они выдают по 100-200 общих статей в год. Естественно, их участники будут находиться в очень выгодном положении по сравнению с другими учёными», – привёл пример Рубаков.

На вчерашнем заседании президиума руководство академии пообещало добиться отмены распоряжения ФАНО.

«Если этого не удастся, учёные научатся с этим жить – просто придумаем какие-нибудь цифры. Неприятно и оскорбительно в данной ситуации то, что нас пытаются мерить чуждым науке аршином», – заключил Рубаков.

конфликты планы научной работы политика федеральное агентство научных организаций