Ученые построили действующий прототип акустического притягивающего силового луча

Установка, напоминающая «силовой луч», такая же, как в фантастических фильмах, способно притягивать предметы сантиметрового размера при помощи звуковых волн.

Хорошо знакомая всем любителям научной фантастики картина: один космический корабль захватывает другой при помощи «силового луча», обретая способность перемещать его во всех направлениях – в том числе притягивать к себе, что наиболее интересно с точки зрения физики.

Притягивающий луч может показаться противоречащим логике, поскольку свет, как правило, склонен отталкивать предметы прочь от своего источника, но на уровне наночастиц «силовой луч» вполне может быть реализован – например, по принципу оптического пинцета. Новая работа ученых расширяет возможности подобных установок за счет использования акустических, а не электромагнитных волн.

Волна, направленная на объект под нужным углом, может притянуть его к себе за счет специфического рассеивания на поверхности этого объекта. Тонкая настройка этих параметров позволяет создать вблизи объекта со стороны источника волн зону пониженного давления. Исследователям удалось реализовать этот принцип с помощью источников ультразвука, установленных в резервуаре с водой. В роли «груза» выступала полая треугольная призма. Направив излучение на боковые грани призмы, ученые наблюдали, как в результате обратного рассеивания со стороны её основания сформировалась зона пониженного давления, что привело к перемещению объекта в сторону источников волн.

sonic