Ученые: зевота обеспечивает терморегуляцию головного мозга

Группа учёных под руководством Жорга Марсена (Jorg J.M. Massen) из Венского университета высказала предположение, что зевота, вопреки наиболее распространенной теории, необходима не для повышения уровня кислорода в крови.

Исследователи считают, что этот биологический механизм является ключевым звеном системы терморегуляции головного мозга и служит для его охлаждения, причем на частоту этого акта влияет температура окружающей среды.

Чтобы проверить эту гипотезу, авторы провели замеры частоты «подражательной» зевоты, опрашивая пешеходов на улицах Вены при различной температуре воздуха и в различные сезоны. Зимой средняя температура воздуха составила 1,4 градуса, а летом – 19,4 градуса по Цельсию.

Исследователи демонстрировали 120 прохожим серии фотографий с зевающими людьми и расспрашивали на предмет их собственного «зевательного» поведения. Оказалось, что летом жители Вены зевают в среднем вдвое чаще, чем зимой. Аналогичное исследование было проведено в штате Аризона, США, где климат резко отличается от венского. Там пешеходы чаще зевали зимой, когда температура воздуха находится в районе 20 градусов, а не летом, когда жара достигает 40 градусов по Цельсию.

Сопоставив эти данные, авторы сделали вывод, что принципиальным в данном случае является не время года, а именно температура окружающей среды, что, по их мнению, подтверждает терморегуляторную функцию зевоты.

Источник: www.sciencedirect.com