0 комментариев 1715

90 лет назад был открыт Плутон

18 февраля 1930 года был открыт Плутон, которого в наши дни лишили статуса планеты

90 лет назад — 18 февраля 1930 года модель Солнечной системы пополнилась еще одной планетой под названием Плутон. За 15 лет до этого американский астроном Персиваль Ловелл высказывал предположение о том, что за орбитой Нептуна находится еще одно тело. Доказать теорию Ловелла предстояло молодому сотруднику обсерватории — Клайду Томбо. В 1929 году Томбо принялся за работу. Каждый день ученый получал парные фотографии ночного неба с интервалом между ними в две недели. Затем он сравнивал их, пытаясь уловить объекты, изменившие свое положение. В этом ему помогал блинк-компаратор. Это устройство для сравнения двух фотоснимков одной и той же области неба, полученных в разное время одним инструментом. С помощью блинк-компаратора астрономы анализируют положение небесных тел, изменивших свой блеск, а также переменные звезды, звезды с большим собственным движением, кометы, малые тела.

Год кропотливой работы принес свои плоды в виде планеты. Томбо обнаружил движущийся объект на снимках от 23 и 29 января. После подтверждающих фотографий новость об открытии облетела мир. Право дать название новому небесному телу принадлежало обсерватории Ловелла. Варианты присылали люди из разных стран. Имя "Плутон" предложила Венеция Берни — одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. Девочка увлекалась астрономией, а также классической мифологией. По ее мнению, древнеримское имя греческого бога подземного царства отлично подходит для такого холодного и темного мира на расстоянии 5.9 млpд. км от Солнца. 24 марта 1930 года Плутон официально получил свое название.

Всё бы хорошо, да только спустя 76 лет, в августе 2006 года на проходившей в Праге ассамблее Международного астрономического союза Плутон лишили статуса планеты Солнечной системы. После недели обсуждений 2,5 тысячи астрономов, представлявших 75 стран мира, утвердили путем голосования критерии, которым должно соответствовать небесное тело для получения статуса планеты. Согласно новому определению, статус планеты присваивается «небесному телу, которое движется по орбите вокруг Солнца, принадлежащей исключительно данному небесному телу, обладает достаточной массой для образования гравитационного поля, вследствие чего данное небесное тело получает шарообразную форму». Плутон, к сожалению, новым параметрам не соответствовал.

Однако некоторые ученые до сих пор не согласны с решением об исключении Плутона из числа планет. Так, глава NASA Джим Брайденстайн поддерживает членство Плутона в клубе планет Солнечной системы.  «Просто, чтобы вы знали, на мой взгляд, Плутон — это планета, — сказал он во время экскурсии по зданию аэрокосмических инженерных наук в Колорадском университете в Боулдере. — Вы можете написать, что администратор NASA объявил Плутон планетой еще раз».

9 планета астрономия астрофизика открытие плутона плутон солнечная система