0 комментариев 888

54 года назад был открыт спутник Сатурна – Янус

15 декабря 1966 года был открыт спутник Сатурна Янус, который называют «двуликим»
ff

Фото: russianwiki.com

Считается, что 54 года назад французский астроном Одуэн Дольфус наблюдал спутник Сатурна, который назвал Янусом. На самом деле точно неизвестно, что исследовал ученый: Янус или же другой спутник Сатурна – Эпиметей. Эти два спутника движутся фактически по одной и той же орбите и периодически меняются местами. Расстояние между орбитами спутников составляет всего 50 км. В 1984 году советский астроном Владимир Цесевич в книге «Что и как наблюдать на небе» писал об основных особенностях этих двух спутников.

c

Схема взаимодействия Януса и Эпиметея (без соблюдения масштаба). Фото: https://ru.wikipedia.org

В 1997 году астрофизики Лора Бэтт и Пол Девриз из Университета Майами рассчитали траекторию движения уникальной пары спутников Сатурна. Эпиметей и Янус движутся по своим орбитам независимо друг от друга до тех пор, пока внутренний спутник не начинает нагонять внешний. При этом под действием гравитационных сил Эпиметей выталкивается на более высокую орбиту, а Янус переходит на более близкую к Сатурну, то есть они меняются местами. Такой маневр происходит примерно раз в четыре года.

Некоторые ученые предполагают, что, возможно, оба они являются двумя половинками одного небесного тела, которое когда-то давно пережило разделение. Поэтому Янус еще называют «двуликим» спутником. Стоит отметить, что названия обоих спутников уходит корнями в мифологическое прошлое. Янус – древнеримский двуликий бог, покровитель любых начинаний, дверей, входов и выходов. Именно поэтому неизменные атрибуты божества – ключи и посох, чтобы отгонять непрошеных гостей. Существует выражение «двуликий Янус», которое характеризует лицемерного и двуличного человека. Также в древнегреческой мифологии Эпиметей – это Титан, чьей женой стала сотворенная Зевсом Пандора.

Источник: ru.wikipedia