0 комментариев 1098

4 января – День Исаака Ньютона

4 января 1643 года родился отец-основатель закона всемирного тяготения Исаак Ньютон
Исаак Ньютон. Портрет кисти Г. Кнеллера 1689 год

О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель...
А.С. Пушкин

Английский физик, математик, механик, астроном, один из создателей классической физики Исаак Ньютон (4 января 1643г.) стал поистине легендарным ученым. Именно 4 января в день рождения всемирно известного учёного отмечается День Ньютона. Всю свою жизнь выдающийся ученый посвятил науке. Его гениальные разработки – закон всемирного тяготения и три закона механики стали основой классической механики, которые были записаны Ньютоном в трудах «Математические начала натуральной философии». Обладая феноменальным умом и логикой, Исаак Ньютон с легкостью разбирался в любой из наук. Он разработал дифференциальное и интегральное исчисления, выдвинул теорию цвета, сформировал ключевые основы современной физической оптики, а также создал множество теорий в области математики и физики.

Общеизвестный закон всемирного тяготения принес Ньютону небывалую славу. Многие учёные и теоретики пытались понять силу гравитации, но только Исаак Ньютон сумел доказать и математически связать закон всемирного тяготения и законы движения планет (законы Кеплера). Следует отметить, что именно Ньютон смог первым догадаться о действии гравитации между двумя различными телами во Вселенной – единая сила, управляющая как движением падающего яблока, так и вращением Луны вокруг Земли. В итоге он не просто выдвинул закон всемирного тяготения, но и построил математическую модель, в которую вошли закон тяготения, закон движения (он же второй закон Ньютона) и система методов для математического исследования (математический анализ).

Закон всемирного тяготения Ньютона

Интересный факт о рассказе про падающее с дерева яблоко, которое навело Ньютона на размышления о свободном падении тел, считается правдивым. Так С.И. Вавилов в биографии «Исаак Ньютон» цитирует слова одного из близких знакомых Ньютона, Стаклея: «После обеда (в Лондоне, у Ньютона) погода была жаркая; мы перешли в сад и пили чай под тенью нескольких яблонь; были только мы вдвоём. Между прочим, сэр Исаак сказал мне, что точно в такой же обстановке он находился, когда впервые ему пришла в голову мысль о тяготении. Она была вызвана падением яблока, когда он сидел, погрузившись в думы. Почему яблоко всегда падает отвесно, подумал он про себя, почему не в сторону, а всегда к центру Земли. Должна существовать притягательная сила в материи, сосредоточенная в центре Земли. Если материя так тянет другую материю, то должна существовать пропорциональность её количеству. Поэтому яблоко притягивает Землю так же, как Земля яблоко. Должна, следовательно, существовать сила, подобная той, которую мы называем тяжестью, простирающаяся по всей Вселенной».

Таким образом, именно благодаря трудам Исаака Ньютона берет своё начало динамика, применимая в изучении движения небесных тел. До появления теории относительности и квантовой механики никаких принципиальных поправок к математической модели не понадобилось.

Изображения - Википедия