0 комментариев 1421

4 февраля - День неандертальца

4 февраля 1857 года — 163 года назад научной общественности впервые представили неандертальца

В 1856 году в немецкой пещере Неандерталь были найдены череп и обломки костей. Годом позже, 4 февраля 1857 года, в Бонне на заседании Нижнерейнского общества естествоиспытателей и врачей состоялось представление найденного ископаемого черепа древнего человека. Сначала их приняли за медвежьи, но после изучения их представили как останки примитивного человека. Неизвестный вид назвали неандертальцем. Вскоре оказалось, что некоторые найденные ранее черепа тоже относятся к этому виду. Описанный чуть позже скелет из местечка Ла-Шапель-о-Сен (Франция) был представлен как странное горбатое создание, которое даже не могло стоять прямо. Поэтому на первых рисунках неандертальцев долго изображали шагающими, потому что  считалось, что они бы постоянно падали вперед. Но как выяснилось позже, это был скелет неандертальца, страдавшего артритом.  Поэтому судить по нему о виде в целом было неправильно. С дальнейшим развитием палеоантропологии истинные черты неандертальцев стали проясняться.

Первые данные палеогенетического анализа показали, что неандертальцы были светловолосые, рыжие и со светлой кожей. Сразу возникла идея, что европеоиды могли унаследовать светлую кожу от неандертальцев, хотя это кажется маловероятным. С другой стороны, новые расшифровки геномов показали, что были темнокожие и темноволосые неандертальцы.

Реконструкция неандертальца. Музей Неандерталя, Германия. Источник: Wikipedia

Считается, что неандертальцы населяли обширные территории от Испании до Западной Азии в интервале от 130 до 30–35 тысяч лет назад. Они жили маленькими группами, подобно современным полинезийцам. Хотя останки предка человека находят в самых разных регионах мира, главной областью их обитания считается Европа. Получается, что неандертальцы — настоящие коренные европейцы. По мере расселения они появляются на Ближнем Востоке, на территории современного Израиля и даже проникают в Северную Африку, где было обнаружено несколько фрагментарных находок. Но в Африку южнее Сахары неандертальцы, по всей видимости, не заходили.

Ученые долгое время считали, что неандертальцы — наши прямые предки. От питекантропов до неандертальцев в кроманьонцев, из которых уже получились мы. По другой теории, неандертальцы были тупиковой ветвью в развитии человечества и не имеют никакого отношения к нам. Согласно современным представлениям, неандертальцы хоть и были тупиковой ветвью, все же дали нам небольшую примесь. Прямыми предками современного человека они не могли быть хотя бы по хронологическим причинам: самые поздние неандертальцы жили позже, чем сформировавшиеся сапиенсы. Между тем, сейчас почти у каждого человека, кроме африканцев, живущих южнее Сахары, есть неандертальская примесь около 1–4%.

Фотография на главной странице: реконструкция М.М. Герасимова, создана в 1938 году. Источник: Российское образование