Микроскоп для трёхмерных наноструктур – российское изобретение

Уникальный исследовательский прибор сконструировали учёные из лаборатории нано-биоинженерии НИЯУ МИФИ и компании-резидента Сколково «СНОТРА»

Российские нанобиотехнологи, соединив несколько известных методов микроскопии, сконструировали прибор, позволяющий исследовать трёхмерную структуру объектов на наноразмерном уровне и их оптические свойства; свою разработку они описали в статье, опубликованной в журнале ASC Nano, сообщает агентство РИА Новости.

Традиционно для исследования наноструктур используется сканирующая микроскопия, где образец «ощупывается» острым зондом. Однако этот метод даёт лишь двухмерное изображение и не позволяет исследовать объемную структуру образца. Ранее Антон Ефимов, основатель компании-резидента Сколково «СНОТРА», нашёл способ обойти это ограничение, нарезая образец тончайшими слоями и сканируя каждый отдельно. Вместе полученные данные дают представление о структуре трёхмерного объекта.

Авторы статьи в ASC Nano, учёные из лаборатории нано-биоинженерии Национального исследовательского ядерного университета МИФИ и компании «СНОТРА», сконструировали прибор, который не только нарезает образец, но и проводит спектроскопию слоёв, позволяя определять состав образца по тому, как он отражает или поглощает свет.

«Мы сделали прибор, который объединяет в себе 3D-микроскоп с наномасштабным разрешением и микроспектроскопию, которая даёт качественный анализ образца. Таким образом, мы можем очень полно изучать объёмные наноматериалы, можем сказать, как они устроены, из чего состоят и каковы их свойства», – рассказал один из авторов работы, Константин Мочалов из лаборатории нано-биоинженерии НИЯУ МИФИ.

«Технология востребована для контроля производства наноматериалов, лекарств, диагностики и мониторинга результатов лечения», – добавил руководитель лаборатории Игорь Набиев, объяснив, что с помощью нового прибора можно исследовать срезы живых тканей и видеть, как в них распределяются молекулы препарата.

Пока микроскоп существует в виде отдельных устройств. Следующая задача – «упаковать» его в единый прибор, а в перспективе учёные планируют найти компанию, которая заинтересуется его производством.

достижения российских учёных микроскопия мифи нанотехнологии отечественные разработки сколково