3D-сканер поможет понять, как приручили животных

Именно для этого используют новейшую компьютерную технику канадский археолог Роберт Лузи и сотрудничающие с ним специалисты Иркутского технического университета

Весьма интересный проект на стыке биологии, истории и информационных технологий осуществляется в Иркутском государственном техническом университете (НИ ИрГТУ). Российские и канадские специалисты используют методы виртуального моделирования, чтобы проследить и понять процесс одомашнивания животных в условиях Севера.

«Я делаю снимки костей различных животных – современных и тех, кто жил на Земле более восьми тысяч лет назад – при помощи высокоточного 3D-сканера Breuckmann smartSCAN3D-HE... До сих пор по костям очень сложно определить, был ли олень одомашнен. Наша задача понять, как перевоз грузов, ношение упряжки повлияли на скелет животного в процессе эволюции», – рассказывает профессор университета Альберты (Канада) Роберт Лузи (Robert Losey).

По его словам, чтобы увидеть чёткое изображение объекта, кости приходится сканировать от 20 до 100 раз, поскольку на них, как и на любых предметах, существуют так называемые «мёртвые зоны» – места, где плохо проходят световые лучи. Процесс достаточно длительный, но затем работать с подобными материалами становится гораздо легче – хотя бы потому, что не нужно проходить сложную процедуру оформления документов для вывоза артефактов за границу.

Совместная работа иркутских археологов с канадскими коллегами проходит в рамках гранта «Арктическая доместификация» программы Arctic domus. В течение пяти лет работы учёные планируют провести ряд лабораторных исследований, а также организовать серию экспедиций: в Бурятию, южную Якутию (Олёкминский район) и горную Тофаларию (Нижнеудинский район, Иркутская область).

«Будем изучать жизнь местных жителей, их взаимоотношения с животными. Также планируется сделать отбор проб ДНК, костного и споро-пыльцевого материала. Все собранные образцы будут исследованы в нашей лаборатории при помощи современного оборудования. Можно сказать, что исследовательская площадка ИрГТУ полностью укомплектована по последнему слову техники. Университет приобрёл оборудование стоимостью 10 млн. рублей; кроме того, несколько единиц техники подарили наши канадские коллеги. Сейчас мы имеем в наличии несколько ультрасовременных сканирующих систем, способных создавать 3 D-модели. Сверхточные микроскопы и химические анализаторы помогут раскрыть нам внутренний мир каждого артефакта. Благодаря подобному оснащению наша лаборатория способна выполнять самые сложные исследования», – говорит руководитель лаборатории «Археология, палеоэкология и системы жизнедеятельности народов Северной Азии » ИрГТУ Артур Харинский.

Источник: www.istu.edu