Фото: Исследовательская станция «Кейси» на Земле Уилкса. https://nat-geo.ru

Фото: Исследовательская станция «Кейси» на Земле Уилкса.

30 марта 1840 года была открыта Земля Уилкса ─ часть восточного побережья Антарктиды. Территория получила свое название в честь руководителя американской экспедиции ─ Чарльза Уилкса. Его команда, совершавшая плавание в водах Тихого океана, в начале 1840 года подошла к берегам Антарктиды. Исследователям удалось преодолеть почти 2800 км вдоль ее побережья в секторе между 97-м и 158-м градусами восточной долготы.

Справка. Чарльз Уилкс в 1840 г. занимался поисками Южного магнитного полюса, открыл и подробно описал часть побережья Восточной Антарктиды, названную позднее Землей Уилкса. Внес существенный вклад в процесс познания Антарктического материка. Его имя носит также австралийская научная станция, созданная за Земле Уилкса.

Сегодня Земля Уилкса, представляющая собой поверхность материка с толщиной льда более 3 км, остается одной из самых малоизученных частей Антарктиды. Особый интерес вызывает предполагаемое наличие огромнейшего ударного кратера (астроблемы) подо льдом. Гипотеза была выдвинута в 1960-м году и уточнялась в 2002-м (спутники Grace), а затем в 2006-м. По результатам исследований ученые сообщили, что диаметр астроблемы составляет около 480 км. Однако из-за того, что кратер находится под Антарктическим ледяным щитом, провести прямые наблюдения невозможно. Космическое тело, из-за которого образовался предполагаемый ударный кратер, возможно, было самым большим из когда-либо достигавших Земли: его диаметр оценивают в 50 км.

Неизученный гипотетический кратер на Земле Уилкса можно назвать самым большим на планете. Тогда ударный кратер Вредефорт в ЮАР, который сегодня считается самым большим в мире (диаметр 250-300 км), оказывается на втором месте.

Кратер Земли Уилкса на карте Антарктиды.

«Этот удар Земли Уилкса намного больше, чем удар, убивший динозавров, и, вероятно, вызвал бы катастрофические повреждения в то время. Все экологические изменения, которые могли бы возникнуть в результате воздействия, создали бы очень едкую среду, которую было действительно трудно вынести. Так что логично, что в то время вымерло много жизни», ─ отмечает Ральф фон Фрезе (был профессором геологических наук в Университете штата Огайо, когда он обнаружил кратер).

Предполагают, что падение небесного тела в районе Земли Уилкса могло стать причиной самого массового вымирания в истории нашей планеты: на рубеже пермского и триасового периодов (252 млн. лет назад). В это время на Земле произошла грандиозная смена морской биоты, вымирание трилобитов, кораллов, иглокожих и т.д. Для того, чтобы действительно подтвердить эту гипотезу, нужно полноценное исследование кратера в районе Земли Уилкса. Однако пока что подобные исследования стоят очень дорого и технически сложно реализуемы.

Подготовлено по материалам:

Московский планетарий: Самый большой на Земле кратер