К 2014 году в России расшифруют белки 18-й хромосомы

Россия является полноправным участником проекта по инвентаризации белков человеческого организма

К концу 2013 года российские учёные закончат исследование основных белков 18-й хромосомы человека – российской части международного проекта «Протеом человека», стартовавшего в 2007 году. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на академика РАМН Александр Арчакова, директора НИИ биомедицинской химии им. В. Н. Ореховича.

«Все основные белки, которые просто считываются и не модифицируются – их 278 – мы планируем узнать к концу следующего года. А вот с модификациями – их может быть около 15 тысяч, всё посложнее», – сказал учёный в кулуарах международного конгресса «Пути развития России: от фундаментальных исследований к передовым разработкам».

«Протеом человека» – следующий шаг после проекта «Геном человека». В рамках этой инициативы ученые намереваются составить полную «библиотеку» всех белковых молекул, которые кодируются человеческим геномом. По замыслу организаторов проекта, он поможет создать дешёвые и доступные методы медицинской диагностики, позволяющие находить тяжёлые заболевания на ранних стадиях развития.

«Протеом – тот молекулярный механизм, который реализуется по “чертежам” генома. Поэтому научное сообщество пришло к выводу, что нужен новый проект – полная инвентаризация всех белков организма – их от одного миллиона до миллиарда», – пояснил Арчаков. Россия является полноправным участником этого проекта – в его рамках российские ученые исследуют белки, которые кодируются генами 18-й хромосомой. В нём участвуют десять российских институтов. По словам Арчакова, проект рассчитан до 2020 года, и к этому времени, как надеется академик, удастся предсказать свойства всех модификаций белков.

"Проверить [их структуру] – это другой вопрос, хотя к этому моменту могут появиться новые технологии, которые позволят это сделать», – отметил директор института в интервью РИА Новости. Он пояснил, что ген может кодировать десятки белков, которые потом могут подвергаться химической модификации. В целом один ген, как считается сейчас, может продуцировать от 50 до 100 различных белков.

«Большинство лекарств сделаны не на генные структуры, на РНК, а на конкретные белки. Мы сможем предсказывать развитие заболеваний. Для медицины это может дать больше, чем проект расшифровки генома», – заключил Арчаков.

нии биомедицинской химии протеом человека хромосомы