Название изображения

19 (7) марта 1898 состоялось торжественное открытие для посетителей крупнейшего собрания российского искусства в мире — Государственного Русского музея. Первый в России государственный музей русского изобразительного искусства был основан в 1895 году в Санкт-Петербурге по указу императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». До 1917 года музей назывался в честь отца Николая II, поскольку именно Александр III принял решение основать музей.

Название изображения

Архитектурно-художественный комплекс музея расположен в историческом центре Санкт-Петербурга. Это один из крупнейших в стране музеев общей площадью более 30 га. Основная экспозиционная часть музея сосредоточена в пяти помещениях: Михайловский дворец (главное здание музея) с выставочным корпусом Бенуа, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец и Летний дворец Петра I. В сложный комплекс музея входят и Михайловский сад, Летний сад, сад Михайловского (Инженерного) замка и Домик Петра I на Петровской набережной.

Среди собраний Русского музея представлены одни из величайших произведений русского искусства в мире. Оригинальная коллекция музея состояла из произведений искусства, полученных из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Художественное собрание музея также пополнялось предметами частных собирателей. За минувшее столетие и начало XXI века коллекция музея внушительно возросла: она включает 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические эпохи и направления эволюции русского искусства с Х по ХХI век.

8 интересных фактов о Государственном Русском музее и его масштабной коллекции.

1. После революции 1917 года многие частные коллекции были национализированы и переведены в Русский музей. Среди них культовой «Черный квадрат» художника-авангардиста, педагога, теоретика искусства, философа Казимира Малевича.

Название изображения

Знаете ли вы, что на одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве «Черный квадрат» изображен совсем не черный и вовсе не квадрат? Ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет получился путем смешения различных красок, среди которых не было черной. Это связано с задумкой автора, суть которой изобразить динамическую и подвижную форму. Кстати, Казимир Малевич основал супрематизм художественное движение, ориентированное на основные геометрические фигуры, такие как круги, квадраты, линии и прямоугольники, окрашенные в ограниченном диапазоне цветов.

2. Коллекция Русского музея включает известную картину русского художника Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Это огромное панно (2,03×3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году. Согласно историческому сюжету картины, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда IV в период русско-турецкой войны 1672-1681 гг. Султан требовал от Запорожской Сечи подчиниться ему подобно правобережному гетману Петру Дорошенко. Версия ответного письма казаков была утрачена. Но в 1870-х годах этнограф-любитель Я.П. Новицкий нашел копию XVIII века и передал её историку Дмитрию Яворницкому, который прочел письмо своим гостям, свидетелем чего был Илья Репин.

Название изображения

3. В Русском музее сосредоточено крупнейшее в России собрание скульптуры XVIII — начала XX века, которое включает более 2000 произведений.

4. 25 марта 2015 года в испанском городе Малага (Андалусия) открылся первый в Европе филиал Русского музея. Работы, представленные в Малаге, варьируются от византийских икон до социального реализма советской эпохи. Они расположены на 2300 квадратных метрах выставочных площадей в «La Tabacalera», табачной фабрике 1920-х годов. 

Название изображения

В 2015 году на первой экспозиции «Русское искусство XV-ХХ веков» были представлены произведения Венецианова, Брюллова, Иванова, Левитана, Верещагина, Репина, Кончаловского, Кандинского, Татлина, Розановой, Шагала, Родченко, Альтмана, Филонова, Малевича, Дейнеки и других мастеров. А временная выставка «Русское искусство эпохи Дягилева» включала работы Бакста, Врубеля, Головина, Гончаровой, Ларионова, Сомова, Бенуа. 

5. В Русском музее хранится самая известная работа русского художника Ивана Константиновича Айвазовского «Девятый вал». На полотне изображено море после ночного шторма и люди, сталкивающиеся с угрозой смерти в попытке спастись, цепляясь за обломки разбитого корабля. Обломки в форме креста — христианская метафора спасения от земного греха. Эта картина отображает как разрушительность, так и красоту природы.

Название изображения

6. Научная библиотека музея, организованная в 1897 году, — еще одна важная составляющая музея. Сегодня фонд библиотеки включает около 170 000 единиц хранения. В 1978 году здесь был организован сектор редких книг. В 1993 году установлена автоматизированная информационно-поисковая система.

7. В числе скульптур музея — шедевр XVIII века мраморная статуя известного скульптора, профессора, ректора Императорской Академии художеств Феодосия Федоровича Щедрина (1751–1825) «Диана» (1789). Наряду с экспонируемой в музее щедринской «Венерой» (1792) «Диана» — одно из первых изображений обнаженного женского тела в русской скульптуре.

Название изображения

8. В 1898 г. коллекция Русского музея пополнилась бронзовой группой «Анна Иоанновна с арапчонком», созданной итальянским скульптором Бартоломео Растрелли (1667–1744), приехавшим в Россию при Петре I. Выполненная в натуральную величину группа была передана в дар музею Академией художеств. Изначально датированная 1741 годом монументальная композиция была задумана как памятник для площади. Однако кончина российской императрицы из династии Романовых, второй дочери царя Ивана V и восшествие на русский престол императрицы Елизаветы Петровны помешали осуществлению этого замысла.  Бронзовая группа стала последним значимым свершением мастера.

"Русский музей cегодня – обширный музейный комплекс, крупнейший авторитетный научно-исследовательский, реставрационно-хранительский и методический центр, курирующий работу всех художественных музеев страны".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников