Материалы портала «Научная Россия»

150 лет академику Алексею Крылову - деду С.П.Капицы

150 лет академику Алексею Крылову - деду С.П.Капицы
15 августа исполняется 150 лет со дня рождения Алексея Николаевича Крылова - выдающегося русского ученого - математика, физика, судостроителя, деда Сергея Капицы. 

Алексей Крылов родился в деревне Висяга Симбирской губернии (ныне Порецкий район Чувашии) в семье отставного офицера-артиллериста Николая Александровича Крылова, участвовавшего в Крымской войне 1853-1856 годов. В его семье богатые воинские традиции: дед будущего академика по линии отца участвовал в битве под Бородино и штурме Парижа, за что был удостоен многочисленных наград, в том числе и золотым оружием.  Среди предков по линии матери (из старинного дворянского рода Ляпуновых) у Алексея Николаевича был Виктор Анри – французский физиолог и физико-химик русского происхождения и еще несколько русских и французских врачей, ученых и композиторов.

Следуя примеру отца и деда, Алексей в 15 лет поступил в морское училище, выдержав вступительные экзамены «с небывало высокими баллами». На момент поступления Крылов изучил в Рижском классическом лицее немецкий, латинский и греческий языки. Весной 1884 года он с отличием окончил училище, а в октябре был произведен в мичманы и награжден денежной премией, его имя занесено на доску почета. Алексея ожидала жизнь моряка, однако морская карьера не заладилась из-за проблем со зрением. Тогда Крылов решил заняться наукой. Он принял приглашение известного математика-магнитолога И.П. Колонга, работать в компасной мастерской Главного Гидрографического управления. Под его руководством Крылов выполнил свои первые научные работы по девиации магнитного компаса.

В 1887 году Алексей Крылов начал работать на Франко-русском судостроительном заводе в Петербурге, а затем решил продолжать учение в Морской Академии. С этого периода его главной специальностью стало кораблестроение. В Академии им была написана научная работа по усовершенствованию орудийной башни строящегося броненосца «Император Николай I», но особенно его интересовал вопрос расчетов килевой качки корабля. В 1890-е годы мировую известность приобрел его труд «Теория качки корабля», значительно расширивший теорию В.Фруда. Работа А.Н. Крылова была первым всеобъемлющим теоретическим трудом в этой области.

В октябре 1890 года, по окончании с отличием  курса кораблестроительного отдела Морской академии, он как лучший выпускник был оставлен в ее стенах для научной и педагогической работы. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в Морской Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах.  В 1910 году в связи с вызвавшим всеобщий интерес астрономическим событием - возвращением кометы Галлея, он решил прочесть в Морской академии четыре лекции о способах определения орбит комет и планет по малому числу наблюдений.

Крылову принадлежат переводы с латинского на русский язык трудов Исаака Ньютона, среди них -«Математические начала натуральной философии» - этот текст он снабдил 207 примечаниями и пояснениями. Перевод занял два года упорной работы и был издан в 1915 и 1916 годах Морской академией, а в 1936 году переиздан Академией наук СССР. 

В 1914 году началась Первая Мировая война. Крылов был включен в состав специальной расчетной комиссии Артиллерийского комитета. Комиссия должна была математически обосновать количество необходимых патронов на каждое ружье и снарядов на каждое орудие. В том же году он единогласно избирается членом-корреспондентом Императорской Академии Наук по кафедре математической физики. В 1916 году он стал действительным членом Академии Наук. Тогда же Крылов был назначен директором Главной физической обсерватории и Главного военно-метеорологического управления. Эти должности он занимал до 1921 года. 

Октябрьская революция застала Алексея Крылова на работе в Русском Обществе пароходства и торговли. Он ведал постройкой пароходов и их технической эксплуатацией. После революции, несмотря на дворянское происхождение и предложение переехать в Америку, академик с присущим ему усердием продолжил свой труд на Родине.

В 1938-1940 годах А.Н. Крылов опубликовал ряд работ по теории девиации магнитного компаса, гироскопическим устройствам. В 1939 году Алексею Николаевичу за эти исследования было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, а 13 марта 1941 года за работы по теории компасов и гирокомпасов он был удостоен Сталинской премии 1-й степени. «Весть о том, что правительство удостоило меня Сталинской премии, я принял с величайшей благодарностью. Эта награда для меня тем более дорога, что ею дана высокая оценка моих трудов за истекшие два года. Раз партия и правительство дали столь лестную оценку моим трудам, то я делаю из этого только один вывод: надо с удвоенной энергией продолжать начатые работы для того, чтобы закончить их в более короткие сроки. Так трудом я постараюсь отблагодарить за высокую награду», - сказал в своем выступлении академик Крылов. 

Умер Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года в Ленинграде во время работы над «Историей открытия планеты Нептун». Похоронили его с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища. «Такие люди, - сказал о Крылове его друг академик Иоффе, - не повторяются в жизни».

Именем академика Алексея Крылова названы учреждения, корабли, институты и научные общества, улица в Петербурге и даже кратер на Луне. 

Подготовил Никита Сафонов

академик алексей крылов дед сергея капицы петербургская морская академия теория девиации компаса

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий