Академик Аркадий Мигдал

Источник фото: МИФИ

Аркадий Бейнусович Мигдал родился 11 марта 1911 года в Беларуси в городе Лида. В 1920-е годы его семья переехала в Ленинград. Работая в 1928 году лаборантом по физике в школе, юноша опубликовал в журнале «Физика, химия, математика, техника в трудовой школе» свою первую научную работу «Об одной ошибке в применении машины Атвуда».

В 1929 году Аркадий Мигдал поступил на физическое отделение Ленинградского государственного университета. Через два года он был исключен за «непролетарское происхождение» и арестован по политическому обвинению. Отчисленного студента отпустили из-под стражи через два месяца. Тогда Аркадий Бейнусович зарекся заниматься политикой и решил посвятить себя служению науки.

Восстановиться в ЛГУ удалось лишь в 1935 году. Спустя год Мигдал успешно защитил дипломную работу, окончил университет и поступил в аспирантуру Ленинградского физико-технического института им. А.Ф. Иоффе (ЛФТИ).

За свою жизнь ученый работал в разных учреждениях: с 1943 по 1945 в институте физических проблем АН СССР, в 1945-1971 в институте атомной энергии, с 1971 в институте теоретической физики АН СССР. Параллельно с этим он был профессором МИФИ. В 1953 году Мигдал стал членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1966 – академиком.

Научный подход учёного описал Доктор физико-математических наук Дмитрий Воскресенский: «Он считал, что физик должен радоваться решению даже маленьких физических задач. Не надо думать о том, что ты получишь великий результат». Несмотря на такую философию, Мигдал имеет много научных свершений: он развил теорию дипольного и квадрупольного излучений ядер и теорию ионизации атомов при ядерных реакциях; разработал теорию широких ливней; развил метод решения квантовой задачи многих тел; вычислил моменты инерции чётных и нечётных ядер; развил количественную теорию ядра, основанную на применении методов квантовой теории поля; исследовал проблему поляризации вакуума в сильных магнитных полях.

Советский физик-теоретик также известен своими хобби. Мигдал увлекался резьбой по дереву и камню, занимался разными видами спорта: альпинизмом, горными и водными лыжами, подводным плаванием. Как ученому удавалось совмещать увлечения с научной деятельностью – для многих оставалось загадкой.

Академик написал несколько книг, самая знаменитая из которых «Квантовая физика для больших и маленьких». За заслуги был награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, трижды орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Скончался физик в 1991 году, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источники:

Большая советская энциклопедия