12 фактов о полете Терешковой

Полвека назад в космическую неизвестность поднялась первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

16 июня 1963 года ― дата, после которой о космосе перестали говорить: «Не женское это дело!» В этот день на корабле «Восток 6» в космическую неизвестность поднялась первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова.

Валентина Владимировна пробыла в космосе почти трое суток и вернулась героем ― не только для своей страны, для всего мира. Полет Терешковой повлиял не просто на стремление женщин из разных стран в космос, но и на интерес всего мира к России. Не случайно первую женщину-космонавта, героя Советского Союза, в эти дни чествуют  ученые и дипломаты из разных стран в Австрии, в венском штабе ООН. 14 июня  с Терешковой и с другими выдающимися деятелями советской и российской космонавтики встретился президент России Владимир Путин, а основные мероприятия, приуроченные к юбилею, пройдут в нашей стране сегодня, 16 июня, на родине Валентины Владимировны, в Ярославле.

В день юбилея знаменитого космического полета предлагаем вам 11 фактов об этом всемирно известном событии.

1. Позывной «Чайка», который Терешкова получила на время полета, придумал Юрий Гагарин.

2. Валентина Терешкова - единственная женщина в мире, которая имеет звание генерал-майора авиации. Она десятый космонавт в мире и шестой – в СССР.

3. Некоторые испытания, которые во время подготовки к полету проходила команда девушек полвека назад, сегодня значительно упрощены. «Нас вращали на центрифуге с перегрузкой 12 единиц. Сейчас ― 8, ― вспоминает  Валентина Терешкова. ― Мы сидели в термокамере при температуре 80 градусов в полном летном обмундировании. Нам, видите, больше досталось!»

4. Слова о самочувствии, которые Терешкова сказала Центру управления полетом на вторые сутки полета, на самом деле были шифром. «Передайте, пожалуйста, всем, что у меня все в порядке. Показания приборов без изменений. Самочувствие отличное», ― передала тогда в ЦУП «Чайка». Если бы свое состояние она назвала удовлетворительным, для Центра управления это означало бы срочное прекращение полета и возвращение космонавта на землю.

5. Спустя 30 лет после триумфа «Чайки» стало известно, что она была на волосок от трагедии.  В момент спуска Терешкова отчаянно пыталась понять, почему «Восток-6» вдруг наоборот начал набирать высоту. Позже выяснилось, что это была ошибка автоматики. К счастью, ее удалось вовремя исправить, и посадочный модуль смог пойти на спуск.

6. И все же при посадке Терешкова получила травму. 19 июня она совершила посадку в Алтайском крае, и при посадке получила удар в лицо. «Когда я приземлилась, порывы ветра были порядка 17 метров в секунду, ― вспоминает космонавт. ― Это приличный ветерок, а купол был огромный. Меня немного протянуло ветром, а поскольку у гермошлема есть обрез, то нос попал как раз на этот обрез во время порыва ветра. Поэтому синяк был отменный. Потом женщины помогали мне его замазывать, чтобы прилететь в Москву без синяка...»

7. После легендарного полета был план: создать женский отряд космонавтов. Его нарушила череда трагедий. В 1966 году умер Королев, в 1968 году разбился Гагарин, а еще через несколько лет при возвращении на землю погибли космонавты Волков, Добровольский и Пацаев. Из-за этого женский экипаж расформировали. Для Терешковой же смерть Гагарина обернулась не только личной трагедией, но и закатом карьеры космонавта. «Мне запретили летать даже на самолетах: настолько была велика потеря первого космонавта, что решили сохранить меня», - поясняет она.

8. В космосе побывали всего трое российских и советских женщин: Валентина Терешкова, Светлана Савицкая и Елена Кондакова. Член главной медкомиссии по отбору космонавтов, сотрудник Института медико-биологических проблем РАН Елена Доброквашина, которая готовилась к полету в космос вместе со Светланой Савицкой, считает, что причина такой «дискриминации» ― в национальном менталитете. «Советские женщины мало летали в космос из-за особенностей отечественного менталитета, из-за страха мужчин потерять "ореол героев", ― считает она. ― Хотя всегда говорилось, что у нас все равны, ни для кого не секрет, что мы живем в мужском мире. У нас всем заправляют мужчины… И мужчины всегда считали, что "они — да", а мы женщины — "ну зачем"… Причем они всегда говорили, что надо беречь женщин. Но при этом вот шпалы класть, это замечательно, а чтобы в космонавты идти — зачем? Еще бытовало такое мнение, что мужчины боялись, что если этим будут заниматься и женщины, то флер героизма для мужчин будет утрачен … Как же так, он герой, а тут женщина, которая делает все то же самое!»

9. СМИ неоднократно сообщали, что исследователи проводят эксперименты по зачатию в космосе. Однако специалисты категорически развеивают эти домыслы. Елена Доброквашина, ответственный секретарь главной медицинской комиссии по отбору космонавтов, научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, говорит: «Советские космонавты, вопреки время от времени появляющимся слухам, не проводили никаких экспериментов по зачатию на орбите. Никто для нас таких задач не ставил, ничего этого не происходило. Когда нас набирали в отряд, нас просили, чтобы никаких беременностей в этот период не было…Что касается американцев, я просто не знаю таких данных. Я думаю, было бы бесчеловечно проводить такой опыт на людях — посылать мужчину и женщину, чтобы они зачали ребенка в космосе, и потом смотреть, что это будет. Прямо как в сказке про царя Салтана получится — непонятно что. Даже если идет речь о производстве нового лекарства, сначала его испытывают на животных, и потом на добровольцах. А создавать нового человека в агрессивной для этого среде — в невесомости, радиационном излучении — мне кажется, это бесчеловечно, даже в концлагере такого не сделали ли бы, наверное!»

10. Космический туризм Валентина Терешкова не приветствует. «Вроде и много полетов было, и больше 50 лет космонавтике, но еще многое не изучено, ― говорит она. ― И до того, чтобы люди просто летали в космос "по путевкам", еще не один десяток лет».

11. Валентина Терешкова ― еще и единственная женщина, которая совершила одиночный полет в космос. После нее все другие представительницы слабого пола летали в составе экипажей.

12 О повторном полете в космос Валентина Владимировна мечтает до сих пор. Спустя 50 лет после полета она говорит: «Если бы разрешили, то, конечно, полетела бы. Мой друг, я не побоюсь этого сказать, Джон Гленн, летал в 77 лет. А мне еще меньше!»

Использованы материалы РИА "Новости",  ИА "Рес",  "Голос России".

"чайка" валентина терешкова восток-2 женщина-космонавт